Сердечник магнето МЛ-10 (в моторах «Москва», «ЗИФ-5» и «Стрела») закреплен на неподвижном корпусе из свинцово-цинкового сплава. При установившемся режиме работы двигателя корпус неподвижен, и его основное отверстие, которым магнето центрируется на верхнем подшипнике коленчатого вала, не подвержено износу. Однако в момент запуска и при изменении режима работы двигателя корпус магнето поворачивается для изменении угла опережения зажигании. И вот этот-то поворот и приводит к быстрому износу отверстия корпуса.
Этот износ является причиной неравномерного зазора между магнитом и сердечником, вследствие чего ослабляется магнитный поток и искра. Изнашиваясь, магниты начинают цеплять за сердечники (перед установкой маховика полезно цветным карандашом нанести риски на сердечники— при очередной разборке стертые риски укажут на появление этого дефекта). Многие устраняют этот дефект недопустимым приемом — спиливанием сердечников, чем еще больше увеличивают зазор.
Устранять этот дефект и предотвращать его появление при дальнейшей эксплуатации следует расточкой отверстия в корпусе и установкой в него тонкостенной бронзовой или латунной втулки. Втулки ставят многие владельцы моторов, но, к сожалению, не всегда правильно.
Ось сердечника катушек должна совпадать с осью основного отверстия корпуса, т. е. с осью коленчатого вала. Поэтому для того, чтобы обеспечить соосность при расточке, устанавливать корпус на станке нужно по поверхности сердечников. Лучше всего корпус устанавливать и закреплять не непосредственно в кулачках патрона, а через специально выточенное кольцо, внутренний диаметр которого на месте растачивается по диаметру сердечников с расчетом на плотную посадку. Это обеспечивает равномерный зазор между сердечниками и магнитом.
Отверстие корпуса изнашивается тем быстрее, чем хуже оно смазано и чем сильнее затянут винт, удерживающий корпус магнето на верхнем подшипнике. Некоторые владельцы моторов, желая избежать замасливания контактов прерывателей, вообще не смазывают это сопряжение. Смазывать нужно обязательно, но не обильно и не первым попавшимся под руку солидолом, а специальной тугоплавкой автомобильной смазкой, которую можно приобрести на любой бензозаправочной станции (смазка жировая 1—13 по ГОСТ 1631—61 пли смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59). Периодически (хотя бы раз в сезон) нужно смазывать не только отверстие и подшипник, но и торцевую поверхность корпуса, которой он касается блока цилиндров. Очень хорошо между этими трущимися поверхностями проложить гладкую прокладку из фольги или белой жести. Такая прокладка со смазкой улучшит условия трения и предотвратит износ торца корпуса, также являющийся одной из причин ненадежности работы системы зажигания. Неравномерный износ торца вызывает перекос корпуса. Износ корпуса влияет на работу прерывателей — в зависимости от угла поворота магнето и степени износа отверстия зазоры в прерывателях будут все время изменяться в значительных пределах. Поэтому регулировку контактов прерывателей нужно проверять при Наличных угловых положениях магнето. Перед установкой прерывателей необходимо обратить внимание и на положение контактов по вертикали. Часто оказывается, что оси подвижного н неподвижного контактов не совпадают и в результате износа располагаются ступенчато, как это показано на схеме.
Правильно отрегулировать в этом случае зазор в контактах невозможно. Такой прерыватель нужно заменить или же тщательно припилить контактные поверхности, а затем за счет компенсационных шайб правильно установить по высоте молоточек с подвижным контактом относительно неподвижного контакта.
В процессе регулировки необходимо обращать внимание на состояние толкателя: он должен свободно перемещаться в пазу при затянутом винте, крепящем колодочку прерывателя. Износ толкателя может вызвать износ и на молоточке подвижного контакта. В этом случае ход толкателя оказывается недостаточным для размыкания контактов. Такой толкатель нужно заменить.
Для устойчивой работы системы зажигания размеры зазоров в контактах прерывателей не должны меняться, а это значит, что прерыватели на корпусе магнето должны быть надежно закреплены. К сожалению, в магнето МЛ-10 это очень трудно сделать, так как короткие винты крепления прерывателей и недостаточно прочная резьба в алюминиевом сплаве приводят к тому, что попытки надежно закрепить прерыватели заканчиваются срывом резьбы. Для повышения надежности крепления необходимо сверлом диаметром 3,5 мм резьбовые отверстия просверлить на-проход, а затем метчиком М4 дорезать резьбу по всей длине отверстия. Крепление более длинным винтом оказывается настолько сильным, что под винтом начинает изгибаться планка прерывателя, ослабленная имеющимся в ней овальным отверстием. Прогиб планки приводит к нарушению правильного положения контактов. Для того чтобы планка не изгибалась, нужно под шайбу винта подложить прямоугольную шайбу из 2-миллиметровой стали.