Вряд ли нужно еще раз напоминать, что каждое судно должно быть снабжено спасательными принадлежностями, обеспечивающими безопасность всех членов экипажа в аварийной ситуации. Особенно это относится к тем лодкам и катерам, которые при заливании водой через борт или в случае пробоины не могут поддерживать на плаву экипаж, снабжение и оборудование (включая подвесной мотор). Несущий моральную ответственность за жизнь своих гостей водитель лодки, не позаботившийся о спасательных средствах, заслуживает самого сурового осуждения.
Нельзя не посетовать на то, что в стране нет сейчас единых правил и требований к снабжению частных судов, нет организации, которая осуществляла бы постоянный надзор за их эксплуатацией. Забота о безопасности плавания целиком возложена на плечи самих спортсменов и туристов.
Спасательная служба, находящаяся сейчас в ведении министерств коммунального хозяйства, плохо организована, не обладает достаточными средствами. В прибрежных морских районах у спасателей нет катеров повышенной мореходности — уже при ветре в три балла они не могут выходить в море. На реках спасательные катера не обладают достаточной скоростью для быстрого подхода к месту аварии, а спасательные станции расположены на больших расстояниях друг от друга. Вот и выходит, что «спасение утопающих... есть дело рук самих утопающих!»
К сожалению, владельцы лодок и катеров не всегда могут приобрести в магазине даже спасательный круг или нагрудник — в торговую сеть их поступает явно недостаточно. Ниже приводятся чертежи простейших спасательных средств, которые может изготовить любой. Но сначала перечислим ряд требований к конструкции нагрудников и жилетов, при несоблюдении которых они могут оказаться бесполезными и даже опасными.
Прежде всего, спасательные средства должны обладать достаточной плавучестью. Жилет для взрослого человека должен поддерживать на плаву 7,5 кг стали, для детей — 5,5 кг. Плавучесть устройства должна обеспечиваться за счет пробки, пенопласта или других материалов, не впитывающих воду. По нормам Морского Регистра СССР жилет должен поддерживать человека на плаву не менее 24 часов. Пенопласт с открытыми порами и поролон применять нельзя.
Объемы плавучести должны быть расположены возможно выше на груди и спине и распределены таким образом, чтобы спасающийся плавал в воде в наклонном положении лицом кверху без всяких усилий с его стороны. Поэтому спереди и почти под подбородком размещается основная часть плавучести.
Жилеты и нагрудники следует выкраивать из материала яркого, хорошо заметного цвета, лучше оранжевого. Желательно иметь карман для свистка (типа милицейского).