С легким ночным бризом яхта «Айленд гёл» приближалась к берегам Калифорнии. Трудное плавание подходило к концу. Впереди уже были видны огни приемного маяка. Вдруг по левому борту за кормой показались ходовые огни быстро приближающегося судна — два ярких белых и ниже зеленый. Сомнения быть не могло: яхту нагонял быстроходный лайнер. Вероятно, он спешил в тот же пролив, что и «Айленд гёл». Внимание всех людей в кокпите яхты сразу же переключилось на эти огни и компас. Пеленг на судно не менялся. Немедленно изменили курс, зажгли белый фальшфейер, но было поздно. Заглушенное пение мощных турбин и шум волн, подобный грохоту водопада, стремительно приближались. Громада форштевня взметнулась над мачтой яхты, от сильного удара затрещал ее корпус, люди попадали в воду...
Можно было бы привести десятки подобных случаев, когда большие суда разрезали и топили не замеченные ими яхты. И это неудивительно. Скорость большинства современных лайнеров 30—40 км/час, велики их размеры. Для того чтобы остановить судно длиной 150 м, идущее с такой скоростью, нужно иметь впереди около километра свободной воды, а радиус поворота составляет 500—700 м. Внимание вахтенных офицеров больше приковано сейчас к экранам радиолокаторов, чем к окружающей ночной мгле, а обнаружить яхту с помощью радиолокации удается далеко не всегда. Исчез из состава вахты впередсмотрящий — численность экипажа на торговых судах постоянно сокращается. Вероятность ночного столкновения со сравнительно тихоходными яхтами увеличивается еще и потому, что бортовые отличительные огни на них малозаметны и нередко расположены так, что закрываются тарусами либо при крене светят в волну.
Вот почему многие руководства для яхтенных капитанов справедливо рекомендуют в качестве лучшего средства избежать столкновения — держаться подальше от рекомендованных курсов для торговых судов. Но не всегда можно воспользоваться этим советом!
Во всех случаях надо сделать яхту более заметной. Это, прежде всего, надлежащим образом расположенные бортовые отличительные огни, а на яхтах длиной более 12,2 м — дополнительные красный и зеленый огни на топе мачты. На морской яхте должна быть достаточно сильная фара, дающая направленный луч на паруса со стороны приближающегося судна. Под рукой у вахтенного всегда должны находиться белый, красный и зеленый фальшфейеры (огни соответствующего цвета следует показывать со стороны опасного борта).
Но фара, фальшфейеры — это средства «ближнего действия», используемые в тех случаях, когда судно обнаружено и уже установлена вероятность столкновения. Для дальнего же обнаружения навигационными радиолокационными станциями лучшим средством, безусловно, является радиолокационный отражатель.
Беда в том, что парусную яхту, как и любое малое (особенно деревянное) суденышко, можно обнаружить на экране радиолокатора только в условиях спокойного моря. На волнении ее низкий корпус дает такие же отраженные импульсы, как и волны, а стальной такелаж и даже металлическая мачта больше рассеивают радиоволны в пространство, чем отражают их. В то же время самый простой по конструкции уголковый радиолокационный отражатель даже при малых габаритах дает эффективный «зайчик» радиоволн, или, как говорят, обладает большой отражательной поверхностью. Устройство отражателя основано на известном оптическом принципе: луч света, падающий на зеркало, составленное из трех взаимно перпендикулярных плоскостей, отражается сразу всеми плоскостями и направляется параллельно входящему лучу точно на источник света (в случае радиоволн — на антенну радиолокатора).
Яхтенный отражатель состоит из трех взаимно перпендикулярных плоскостей, образующих восемь отражающих углов, которые могут принять и отразить радиоволны в любом направлении. Уголковый отражатель с длиной кромки 300 мм дает на экране судового радиолокатора такое же пятно, как и металлическая пластина площадью 30 м2, Следует заметить, что эффективность отражателя зависит от длины кромки уголка в четвертой степени. Так, отражатель с кромкой длиной 1 м аналогичен по своему действию теплоходу водоизмещением 10000 т. Однако отражатель такой величины будет обладать слишком большим воздушным сопротивлением, ухудшающим ходкость яхты. Поэтому для небольших судов нормальным размером является длина кромки отражателя 300—450 мм.
В настоящее время радиолокационные отражатели обязательны для всех крейсерско-гоночных яхт, участвующих в международных гонках. Но установка их желательна и на любой яхте, плавающей, например, в таких «тесных» местах, как Финский залив, тем более, что уголковый отражатель может быть легко изготовлен своими силами.
В качестве материала можно использовать алюминий, медную сетку, фольгу, перфорированные листы металла (если диаметр отверстий не превышает 10 мм). Необходимо добиться строгой перпендикулярности всех плоскостей, так как в противном случае отражатель будет отклонять радиоволны и отраженный луч не попадет на радар судна. В условиях хорошей видимости (днем) отражатель нести на мачте не обязательно, поэтому для удобства хранения под палубой его можно сделать разборным или складным.
Чем выше расположен отражатель, тем на большем расстоянии будет обнаружена яхта (дальность действия пропорциональна квадратному корню из высоты установки отражателя над поверхностью моря). Поэтому лучше закрепить его на топе мачты или поднимать на фале под верхние краспицы. Минимальная высота установки отражателя на катере или рыболовной лодке 3,6 м. Следует иметь в виду, что отражатель не должен иметь плоскостей, расположенных горизонтально, так как в этом случае эффективность отражения направленных радиоволн, параллельных водной поверхности, невелика. Наиболее эффективен отражатель для волн, совпадающих с биссектрисой пространственного угла отражателя, поэтому рекомендуется устанавливать отражатель наклонно, как и показано на рисунке. Для парусных яхт наиболее важно отразить импульсы в направлении носа и кормы; соответственно и следует ориентировать биссектрису отражателя.