Читатель Н. Ю. Благовидов из Казани приступил к постройке катера «Помор». Обшить корпус он предполагает еловыми досками «кромка на кромку». Как заделать доски обшивки на форштевне? — с этим вопросом строитель обратился в редакцию сборника.
Если посмотреть на форштевень любой шлюпки с обшивкой «кромка на кромку» (иногда такую обшивку называют также «внакрой» или «клинкер»), то видно, что в носу кромка верхней доски постепенно утапливается в нижней доске обшивки и у форштевня торцы всех досок лежат в одной плоскости («вгладь» — как говорят мастера-шлюпочники). Делается это следующим образом.
Когда нижняя доска закреплена к форштевню и лекалам, начинают подгонять следующий по высоте пояс. По всей длине лодки кромка верхней доски должна перекрывать нижнюю на 1,5—2 толщины доски. Наложив так доску, обчерчивают перекрой, снаружи — на нижнем поясе, изнутри корпуса — на верхнем поясе. Затем стамеской на длине 500—700 мм от штевня выбирают в обоих поясьях сходящий на нет шпунт, как показано на эскизе, чтобы у штевня обе доски подошли заподлицо.
Для уплотнения в шпунт можно проложить полоску картона, пропитанную густой краской (суриком или белилами). Перекрой проклепывается гвоздями-заклепками обычным путем, к форштевню доски крепятся шурупами. Аналогичным способом заделывают обшивку на ахтерштевне и транце (правда, часто поясья просто нарезают на обвязку транца, не делая шпунтов в досках).