Л. Давыдов (Владимир)
Предлагаемое изменение магнето мотора «Москва» с применением выносной катушки улучшит работу системы зажигания мотора. Подобная система применена на моторах «Вихрь» и «Нептун» и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.
В ряде писем, полученных ГКЭБ от владельцев лодочных моторов, описывается переделка магнето МЛ-10 на вариант с выносными катушками. В качестве примера можно привести данные схемы, выполненной тов. Агафоновым А. П. из г. Братска на моторе «Москва» после того, как у него вышло из строя 12 (!) трансформаторов. Толщина набора сердечника (от стандартных трансформаторов МЛ-10) — 15 мм. Провод ПЭЛ 0,76; 330 витков (первичная катушка). Выносная катушка — бобины от автомобиля «ГАЗ» или мотоцикла «ИЖ». Бобины устанавливаются горизонтально одна под другой на крышке выхлопных окон. В течение сезона 1967 г. измененная система зажигания работала безотказно.
Многие владельцы мотора «Москва» в г. Кимры для усиления искры зажигания мотора ставят на него маховик от мотора «Ветерок», который на 1 кг легче маховика «Москвы». Как скажется эта разница на работе мотора?
Л. Чикалов (Кимры)
Существенное уменьшение веса маховика двигателя лодочного мотора может увеличить неуравновешенность двигателя, ухудшить его работу на малых оборотах и пусковые качества.
При установке маховика с мотора «Ветерок» на мотор «Москва» разница в весе маховиков незначительна и не скажется отрицательным образом на работе двигателя.
Печать (например, «Техника — молодежи», № 2, 1966 г.) иногда сообщает, что некоторые спортсмены ставят два двигателя от лодочных моторов друг над другом, получая мотор удвоенной мощности. Прошу сообщить, как это делается, какие узлы при этом заменяются или объединяются, как осуществляется зажигание и устанавливаются фазы работы двигателей по отношению друг к другу.
Во втором выпуске «Катеров и яхт» Я. А. Витолинь, говоря о форсировке мотора «Москва», рекомендует установить вместо маховичного магнето двухискровое «КАТЭК М-68» и заменить маховик на более легкий стальной. Как в этом случае осуществить привод магнето типа «КАТЭК М-68» и какие размеры должен иметь стальной маховик?
А. Тахимистров (Дней ропетровск)
Установка двух лодочных двигателей друг над другом для получения более мощного мотора производится следующим образом: спариваются коленчатые валы двигателей с помощью муфты; выхлопная полость верхнего двигателя соединяется с дейдвудом; устанавливается новое магнето, дающее число искр, равное числу цилиндров. Такой способ изготовления мощного мотора не может быть рекомендован, так как конструкция спаренного двигателя получается не жесткой. Коленчатые валы двигателей (например, шлицевое соединение коленчатого вала с вертикальным валом у моторов «Ветерок» и «Москва») не приспособлены для соединения друг с другом, и этот узел оказывается ненадежным. Детали подводной части (шестерни, подшипники) не рассчитаны на удвоенную мощность и быстро выйдут из строя.
При замене маховичного магнето мотора «Москва» на агрегатное типа М-68 привод к нему можно осуществить с помощью пары шестерен с передаточным отношением 1:1 или соединить непосредственно вал магнето с коленчатным валом, но в последнем случае затрудняется соединение с коленчатым валом пускового механизма. Установка агрегатного магнето М-6В на мотор «Москва» нецелесообразна, так как требует изготовления большого количества дополнительных деталей и, кроме того, это магнето не рассчитано на работу при числе оборотов более 3000 и может не выдержать длительной работы при повышенном числе оборотов. На форсированном моторе «Москва», имеющем высокое число оборотов, лучше серийное магнето МЛ-10 сменить на магнето с мотора «Вихрь». Диаметр маховика при изготовлении его из стали может быть порядка 140—145 мм.