Для парусного вооружения современных яхт характерно широкое применение ручных механизмов для выбирания и стопорения снастей бегучего такелажа. Большинство снастей проводится в один лопарь, причем используются преимущественно стальные и капроновые тросы. Благодаря этому значительно уменьшается длина тросов, упрощается работа экипажа с ними, а главное — повышается надежность такелажа, так как отсутствуют тали, которые могут запутаться, и блоки, которые обычно зацепляются за детали вооружения.
Ниже публикуются описания испытанных конструкций трех шкотовых лебедок, которые могут быть применены как на гоночных, так и на крейсерских яхтах.
Рычажная лебедка с ручкой у основания барабана очень удобна для добирания шкотов на небольших килевых яхтах. В любой момент на барабан можно набросить (или скинуть с него) два-три шлага троса, тогда как при старых лебедках с верхней ручкой справиться с этой операцией одному довольно сложно.
Лебедка состоит из текстолитового барабана, в верхнее и нижнее основания которого запрессованы упорные кольца, дополнительно стянутые тремя винтами. Барабан и рукоятка надеваются на ось с крышкой. Ось имеет в нижней части квадрат, который входит в квадратное отверстие в основании 8 так, что при работе лебедки ось неподвижна. Проворачиванию всей лебедки препятствуют шпильки, входящие в соответствующие гнезда в палубе.
На рукоятке и крышке лебедки закреплены кулачки 5, скользящие по вырезам упоров в кольцах 16 и 15. Нижний кулачок обеспечивает рабочее вращение барабана при повороте рукоятки, верхний — стопорит барабан. Оба кулачка должны быть повернуты в одну сторону. При показанном на рисунке положении барабан вращается по часовой стрелке.
Предлагаемая конструкция лебедки с успехом используется на гоночных яхтах на протяжении нескольких лет. В частности, автор успешно использует ее на яхте класса «Звездный».
Иную конструкцию имеет лебедка для добирания стаксель-шкотов на швертботах и катамаранах, т. е. на таких судах, на которых шкотовый, откренивая лодку, находится на некотором расстоянии от лебедки и не имеет возможности использовать ее рукоятку. Барабан лебедки, за счет трения о него стаксель-шкота, облегчает работу матроса.
Лебедка крепится к палубе двумя винтами М5 X 35. В нижней части текстолитового барабана запрессовано и закреплено винтом упорное кольцо, аналогичное примененному в выше рассмотренной лебедке.
На более крупных килевых яхтах применяются лебедки с зубчатой передачей и рукояткой, выведенной под палубу. Такая лебедка дает выигрыш в силе приблизительно в 30 раз, что обеспечивает работу без перенапряжения практически в любой ветер. Литой силуминовый барабан свободно вращается на шарикоподшипниках на оси. Основание лебедки (также литое) крепится к палубе яхты. В барабан впрессовывается зубчатый венец 7 с внутренним зацеплением (модуль 1,75 мм; число зубьев 66), с которым связан валик-шестерня 8 рукоятки (число зубьев шестерни 17). Четыре собачки, закрепленные к основанию, упираются в зубья венца и стопорят барабан от проворачивания в направлении обратном рабочему. Рукоятка имеет храповик с пружинным штифтом и может вращаться как на полный оборот, так и на любой угол.
На яхтах устанавливают обычно две лебедки для правого и левого борта, противоположного направления вращения.