Каждый яхтсмен знает, сколько труда и драгоценного на гонках времени требуется для постановки спинакера. Немало забот доставляет при этом скручивание или уборка стакселя, который мешает поставить спинакер. В этом случае приходится шкотовому идти на бак яхты для того, чтобы скрутить стаксель вокруг передней шкаторины и завязать его. При этом ему мешают стаксель-шкоты, да и сам стаксель на гоночных судах имеет весьма внушительные размеры, так что в свежий ветер, да еще и на волне матросу приходится работать в очень сложных условиях. На большинстве гоночных яхт спинакер ставят прямо из кокпита, поэтому механизация закрутки стакселя позволяет избежать работы на палубе. Схема такого устройства, опробованного на швертботах, приведена на рис. 1.
Когда установлена закрутка, есть возможность при усилении ветра не убирать стаксель целиком, а закрутить его так, чтобы можно было удерживать швертбот от опрокидывания. Закрутка стакселя может применяться не только на гоночных яхтах и швертботах. Предлагаемые конструкции закруток вполне пригодны для применения на крейсерских судах. Закрутка очень удобна при частых подходах к причалу. При подходе полным курсом убирают грот, и яхта движется под стакселем. Стаксель убирают позже, когда, по мнению рулевого, яхта дойдет до намеченной цели минимальным ходом без парусов. При этом нередко бывают промахи: если стаксель убран позднее нужного времени, то неизбежен удар о бон или берег, а при рано убранном стакселе яхта начинает дрейфовать. Особенно это чувствуется у швертботов, которые намного легче килевых яхт и, соответственно, более послушны ветру.
При применении закрутки стакселя эти неприятности тоже устраняются. Рулевой может заранее убрать грот и скрутить стаксель, а если у яхты не хватит хода, то можно на короткое время частично раскрутить стаксель и подойти абсолютно безопасно.
При подходе курсом бейдевинд большинство рулевых заранее растравливают стаксель и продолжают движение под гротом. Грот растравливают в момент, когда рулевой считает, что У него хватит хода, чтобы дойти до цели. И тут немало хлопот доставляют стаксель-шкоты, да и сам парус. Шкоты и парус мешают матросу, который находится на носу яхты, готовясь удержать ее от удара при швартовке. Бывает, что один из стаксель-шкотов цепляется за что-нибудь на яхте. Стаксель надувается ветром, и яхта уваливается на бон. С закруткой стакселя и этот подход становится намного легче. Стаксель может быть заранее скручен, и яхта идет под одним гротом. Скрученный стаксель не мешает обзору рулевого, полностью устраняет опасность уваливания яхты, облегчает работу матроса по швартовке.
При кратковременной стоянке закрутка позволяет не убирать стаксель, в то же время не оставлять его полощущимся.
Устройство закрутки стакселя для швертбота
Фаловый угол стакселя крепят к вертлюгу закрутки, поднимаемому на стаксель-фале. Барабан закрутки устанавливают непосредственно в корпусе швертбота. К нижней скобе закрутки крепят галс-оттяжку, которая проходит через штатный роульс и служит для плотного обтягивания передней шкаторины стакселя. Для скручивания стакселя служит капроновый тросик, который наворачивается на барабан и проходит через направляющую в кожухе. Раскручивание стакселя производится стаксель-шкотами.
Конструкция вертлюга закрутки позволяет вращать переднюю шкаторину стакселя вокруг собственной оси в то время, как стаксель-фал не вращается. Вертлюг, установленный в нижней части узла, аналогичен по конструкции фаловому.
Ось 15 и насадку 14 делают из дюралевых трубок, остальные детали желательно сделать из нержавеющей Стали.
При сборке закрутки особое внимание нужно обращать на свободное вращение обоих вертлюгов. Для свободного вращения в вертлюги засыпаются шарики ∅ 3—4 мм, которые можно приобрести в спортивных магазинах, в отделах велосипедных деталей. На один вертлюг идет 9 штук шариков. Ось-заклепка должна быть так расклепана, чтобы вертлюг не зажимался.
Отверстия для сбооки деталей нижнего узла закрутки сверлят совместно со всеми устанавливаемыми на оси деталями. Сначала сверлят отверстие под заклепку 21, которой барабан крепится к оси. Середина барабана должна находиться на 130 мм от верхнего конца оси 15, Для крепления насадки 14 нарезают нижние отверстия ∅ 6,2 и Мб. Потом производят совместную обработку оси и закрепленной на ней насадки: фрезеровку выреза и сверление отверстий для вертлюга галса.
Затем на ось надевают барабан и расклепывают заклепку 21. После этого на ось сверху надевают шайбу 17, кожух 19, шайбу 16, просверливают отверстие ∅ 2,5 под шплинт и шплинтуют. При установке вертлюга винт раскернивают.
Насадку надевают на ось после установки нижнего узла в корпус. На палубу корпуса приворачивают палубную втулку, в которую проходит ось. Нижний винт, крепящий насадку на оси, раскернивается, верхний — служит для крепления галсового угла стакселя. Направляющую для тросика делают из проволоки ∅ 2 мм.
Предлагаемая конструкция закрутки стакселя с успехом используется гонщиками на швертботах класса «Летучий Голландец» и «М». Ее легко изготовить своими силами.
Закрутка стакселя для килевых яхт
В отличие от швертботов, на которых стаксель закручивается вокруг передней шкаторины, закрутка стакселя килевых яхт сделана так, что стаксель скручивается вокруг штага и передней шкаторины, Это объясняется тем, что нагрузка на переднюю шкаторину стакселя яхты намного больше, чем у швертбота, и на ходу эта нагрузка частично передается на штаг. Принцип работы закрутки такой же, как и на швертботе.
За один конец вилки 20 постоянно закреплен штаг. Галсовый угол стакселя крепят на втором конце вилки. По рельсу 21 ходит ползун для натягивания скользящей передней шкаторины стакселя.
Еще одно отличие этой закрутки от швертботной в том, что верхний узел закрутки намертво закреплен на штаго-вой серьге 9 на мачте. На верхнем узле крепят штаг и шкив стаксель-фала. Таким образом штаг, передняя шкаторина и фал вращаются вокруг общей оси.
Эта конструкция проверена в работе на гоночных яхтах класса «Дракон». Она может быть также установлена на яхтах класса «R5,5», «Л-6», «Л-4» и на крейсерских яхтах. Детальные рабочие чертежи устройства разработаны на Ленинградской верфи ВС ДСО Профсоюзов.