Обращаясь к истории развития наших Правил классификации, мы увидим, что число национальных классов в них постепенно уменьшалось. В таблице первых Правил классификации 1936 г. мы имели: швертботов 10 классов, килевых яхт 4 класса, не считая компромиссов и парусных байдарок, которые, кстати говоря, вообще не строились во все время действия классификации. В Правилах 1946 г. швертботов — 6; килевых яхт — 8; в 1953 г. швертботов — 5, килевых яхт — 4. Это число яхт национальных классов в последующие годы почти стабилизировалось. В действующей классификации мы имеем: швертботов — 4, килевых яхт — 4.
Из национальных классов в классификациях оставались только те, которые оказывались перспективными в спортивном отношении — происходил своего рода естественный отбор.
В классах крейсерских килевых яхт постоянно происходит поиск новых формул, наиболее подходящих для наших условий. В 1964 г. был включен класс «О», в 1963 г. — «CR » и в действующую классификацию — «К-6», «К-7» и «К-8».
В классе килевых яхт жизнеспособными оказались суда классов «Л». В свое время строились яхты «Л-30», «Л-45», «Л-4», «Л-60» и несколько единиц класса «Л-100». Но автору неизвестны случаи строительства яхт классов «О» или «CR».
Почему же некоторые классы килевых яхт и швертботов оказались «балластом» в классификациях?
Основным стимулом строительства яхт являются соревнования. Проводятся ли они по всем классам нашей классификации?
С начала развития парусного спорта в СССР в первенстве Союза участвовали в основном яхты национальных классов. Тогда и строились «Л-30», «Л-4», «М», «Р», «Ерш». Но после участия наших спортсменов в XV Олимпийских играх в 1952 г. из соревнований на первенство СССР постепенно исключались национальные классы, а с 1952 г. соревнования проводятся исключительно на яхтах олимпийских классов и в классе «М». С этого времени перестали строиться яхты даже тех национальных классов, которые и поныне существуют в классификации, а если строятся, то единицами (например, «Л-6», швертботы «Ерш» и «Т»). На заседаниях федерации раздавались голоса за прекращение соревнований и по классу «М».
В парусном спорте основная масса спортсменов получает разряды в соревнованиях. ДСО заинтересованы исключительно в тех яхтах, на которых можно готовить разрядников. Зачем заказывать яхты, на которых можно лишь «кататься»? Поэтому и прекратились заказы ДСО на крейсерские яхты, гонки которых не включаются в программы крупнейших соревнований.
В последнее время началась любительская постройка крейсерских яхт; построены крупные яхты: «Антарктика» — в Николаеве, «Хортица» — в Ленинграде, «Прогресс», «Мечта» — в Тольятти и ряд других. Это строительство можно только приветствовать, но следовало бы ввести его в определенное русло с тем, чтобы яхты строились любителями под какой-либо определенный класс.
Во все предыдущие классификации включались крейсерско-гоночные классы; в действующую классификацию включены 3 крейсерско-гоночных класса («К-6», «К-7» и «К-8»). Формула класса «К» на данный период действия классификации вполне может удовлетворить запросы любителей крейсерских плаваний и добавлять какие-либо другие классы нецелесообразно.
Остается одно «но»: до тех пор, пока у ДСО и организаций, культивирующих парусный спорт, не будет стимула для выделения средств на постройку крейсерских яхт, все формулы и классы яхт, вводимые в классификации, останутся на бумаге, как это и было до настоящего времени. Отсутствие подобного стимула привело вообще ликвидации в ряде городов секций парусного спорта некоторых ДСО («Спартак», «Буревестник», «Динамо», «Трудовые резервы», «ДОСААФ»).
Наши верфи серийно выпускают швертботы «М» нескольких типов: в Таллине — «Лендаи», «Галсы», в Ленинграде — «Стрижи». В их вооружение ежегодно вносятся изменения, практически не оказывающие влияния на ходовые качества, а верфи присваивают каждой новой серии очередной порядковый номер: вместо «Лендаи-1» выходят «Лендаи-2», вместо «Стрижа-2» — «Стриж-3» и т. д.
Более высокий очередной номер служит своеобразным психологическим фактором: яхтсмены ежегодно требуют новые яхты для участия даже в бассейновых соревнованиях, не говоря уже о первенстве СССР. Руководители же ДСО резонно заявляют, что по инструкциям гоночные яхты должны служить десяток лет. Однако из-за чрезвычайного облегчения корпуса (по новым правилам постройки) швертботы «М» через 1 — 2 года расшатываются, начинают сильно течь и становятся малопригодными для гонок.
Естественно, что многим местные советам ДСО не по карману ежегодные затраты на новые яхты, и яхтсменам приходится выступать на заведомо худших, более тяжелых яхтах, чем их счастливым соперникам, имеющим возможность заказать швертбот rfo так называемому спецзаказу.
В итоге на соревнованиях некоторые спортсмены выступают на швертботах «М» последней «марки», другие же — на «Сороках» образца 1955 г.
Введение вместо свободного класса «М» национального монотипа примерно тех же размеров создаст более равные условия для всех и повысит спортивный интерес к соревнованиям в этом классе.
Н. Мясников