На картах уже не осталось белых пятен. Все карты раскрашены в сочные, жизнерадостные цвета. Но вот если бы удалось отметить на них малодоступные и редко посещаемые районы, например — серым цветом, то появилось бы не мало больших серых пятен в самых неожиданных местах. Если перенестись теперь в область самой смелой фантазии и представить, что удалось достать подробные карты таких «серых» районов, то можно, пожалуй, безошибочно предсказать, что на любой из них можно будет увидеть паутину ручейков, рек, проток и всевозможных водоемов. Это — во-первых. А если, во-вторых, припомнить, что любой участок земной поверхности, покрытый слоем воды толщиной более 25 см, можно преодолеть на байдарке, придется сделать простой вывод: нет и не может быть лучшего способа для путешествий по диким, малозаселенным местам (а такие места еще есть), чем на байдарке!
Краем неограниченных возможностей для байдарочников остается Северная Карелия. Большие плесы, маленькие лесные озера, белые ночи, волоки, порожистые реки, обилие рыбы и комаров, скалы и болота, завалы и перекаты — разве этого мало? Сколько маршрутов можно рекомендовать по Северной Карелии? Неисчислимое количество. Хуже с картами. Здесь можно порекомендовать Атлас мира, карту Европейской части СССР и карту Карельской АССР. Для предварительного ознакомления. С собой брать их не стоит.
Летом 1966 г. мы прошли по одному из маршрутов, описанных в путеводителе «Озерный край» (Л. В. Руф, Профиздат, 1964 г.). Этот 200-километровый маршрут начинался от железнодорожной станции Лоухи и кончался на станции Воньга. Он включал в себя 40 порогов, 2 волока, более десятка озер.
Критерием сложности походов являются пороги. Только на порогах можно получить сразу и крупными дозами такие ощущения, которые в обычной жизни получаешь маленькими порциями и через большие промежутки времени. На порогах проверяется качество байдарки. На порогах проверяется умение владеть байдаркой. Количество побед равно количеству благополучно пройденных порогов, т. е. количеству пробоин, поломок и переворотов, которых удалось избежать. Пороги бывают «проходимые» и «непроходимые», но так как перед ними указателей нет, приходится выяснять истину своими силами. Эта сомнительная классификация часто нарушается в ту или другую сторону. Необходимы определенные меры предосторожности: предварительный осмотр порога, страховка, спасательные жилеты. И конечно, необходима тщательная подготовка байдарок.
Волок — древнейший способ передвижения судов по суше. В каждом походе волок необходим: только он дает возможность прочувствовать всю прелесть передвижения в байдарке по воде. Точно так же необходимы и комары: они подчеркивают прелесть существования без них. Кстати, количество комаров регулируется выбором места стоянки. На воде их вообще нет. Зато во время волоков количество их превышает разумную норму в десятки раз.
По плесам очень приятно идти под парусом. Парусное вооружение в разобранном виде занимает немного места, зато при хорошем попутном ветре приносит много удовольствия. Навыки управления приобретаются довольно быстро. Байдарка устойчиво идет под парусом. Перевернуться удалось только тогда, когда один из нас попытался забраться на мачту.
Маршрут проходил по совершенно ненаселенной местности. Встречали мы лишь оленей, лебедей и уток. Очень много охотились: весь наш путь был усеян трупами комаров и мошки. И еще ловили рыбу. Сколько там рыбы — лучше не рассказывать, так как все равно никто не верит.
Все, что было сказано выше, — не описание путешествия. Это лишь краткое перечисление составляющих байдарочного похода.
Ниже мы даем несколько практических советов по подготовке байдарки к путешествию, поскольку выпускаемые у нас байдарки мало приспособлены для длительных плаваний по порожистым рекам.
Имеющийся опыт позволяет сделать вывод, что при соприкосновении корпуса байдарки с камнями повреждения, как правило, получает не камень, а оболочка — основная и наиболее уязвимая часть байдарки. К сожалению, качество оболочки всех выпускаемых нашей промышленностью байдарок невысоко.
Кардинальным средством укрепления оболочки являются протекторы — резиновые полосы 40—50 мм шириной и 1,5—2 мм толщиной, — которые наклеивают на наружную поверхность оболочки по линиям стрингеров (наиболее уязвимые места). Клей резиновый. Технология склеивания — обычная; на всякий случай напомним, что нельзя клеить на солнце и даже при самом незначительном ветре. Конечно, лучше всего, если бы протекторы ставил завод: почему это не делается, мы не знаем.
Эффективность такой меры показывает следующий пример: на четырех байдарках с наклеенными полосами-протекторами мы преодолели 40 порогов и имели всего три прокола.
Полезно на шпангоуты надеть разрезанные вдоль резиновые трубки: это предохранит оболочку от проколов по шпангоутам.
Очень важно правильно разместить груз в байдарке. Основные требования таковы: быстрота и удобство разгрузки и погрузки, водонепроницаемость и компактность упакованного «места», сохранность груза при опрокидывании (бывает ведь и такое!). Мы упаковываем снаряжение в полиэтиленовые мешки для бадминтона, которые, в свою очередь, вкладываем в мешки (28X70 см) из палаточной ткани (брезента). Крепим эти мешки вдоль бортов, как показано на эскизе; при такой укладке грузы не занимают полезной площади байдарки. Для хранения мелких предметов очень удобны боковые карманы, нашитые около сидений.
Если весь маршрут или даже часть его проходит по озерам, есть смысл оснастить байдарку парусами. Трудно сказать, дают ли эти паруса «выигрыш в силе» или просто являются средством для развлечения, но в любрм случае они себя оправдывают. Указанные на эскизе размеры парусов мЫ считаем оптимальными для движения по маршруту. Для прогулок можно изготовить паруса и большей площади. При установке парусного вооружения надо предусмотреть возможность быстрой аварийной уборки парусов.
И все же основным движителем байдарки остается весло. В пятом выпуске сборника рекомендуются деревянные весла. Опыт, однако, показывает, что для порожистых рек деревянные весла совершенно не годятся, так как на порогах весло одновременно служит и шестом для отталкивания от встречных валунов. Приводимую там же формулу для расчета длины весла (2 м+0,4 ширины судна) нельзя, по нашему мнению, отнести к туристской байдарке, так как в этой формуле не учитывается изменение ее осадки.
Лучшими, на наш взгляд, являются весла, которыми комплектовалась байдарка «Ладога». Совершенно непонятно, почему тот же завод на байдарках «Салют» уменьшил их длину. Недостатком указанных весел является плохая герметизация: вода легко попадает внутрь весла (и очень плохо выливается обратно). Устранить этот недостаток можно, сделав в весле отверстие диаметром 5 мм, которое закрывается резиновой пробкой и резиновым кольцом, вырезанным из велосипедной камеры.
Уровень комфорта на байдарке повысится, если устроить сиденья из надувных резиновых кругов в чехлах из прочной ткани, а к спинкам прикрепить поролоновые подушки.