При эксплуатации мотора «Москва» мне пришлось столкнуться с таким случаем, когда нижний шарикоподшипник рессоры 89Б был разрушен и извлечь обойму разрушенного подшипника было невозможно. Многие предлагали сверлить в корпусе реверса отверстия и выбивать обойму. Однако я решил изготовить съемник и при его помощи извлечь обойму разрушенного подшипника.
Предлагаемый съемник был изготовлен и неоднократно испробован мною и рядом моих товарищей, которые столкнулись с подобными неполадками на своих двигателях.
Детали съемника показаны на эскизе.
Работа съемника сводится к следующему. На шпильку верхнего фланца снятого с двигателя корпуса реверса надевается опорная пластина 2, которая удерживается от перемещения на фланце, помимо шпильки, двумя винтами крепления корпуса реверса к дейдвуду. Винты просто вставляют в отверстия опорной пластины и корпуса реверса; крепить их гайками необязательно. Затем на болт-тягу 1 наворачивают гайку 5. В таком виде болт-тягу пропускают через отверстие в опорной пластине и в обойме игольчатого подшипника внутрь корпуса реверса. Конусную гайку 4 вставляют в конусную часть разрезной втулки 3 {два разреза под углом 90° выполнены ножовочным полотном) и вворачивают болт-тягу в конусную гайку с таким расчетом, чтобы конусная гайка сидела в гнезде втулки свободно и не распирала ее. Затем разрезную втулку вставляют в обойму подшипника и легким ударом по болту-тяге загоняют в обойму так, чтобы сферический выступ на разрезной втулке совпал с канавкой в наружной обойме подшипника.
Величина радиуса сферического выступа на разрезной втулке не имеет значения и размеры его не указаны, однако он не должен быть очень малым, чтобы не сорвать выступ при работе съемника. Придерживая разрезную втулку рукой, вращением болта-тяги производят окончательное затягивание конусной гайки в разрезной втулке. Конусная гайка распирает втулку и последняя плотно садится в обойме подшипника. При заворачивании болта-тяги его необходимо тянуть вверх, чтобы создать необходимое трение между конусной гайкой и разрезной втулкой.
После проделанных операций можно приступить к извлечению обоймы из корпуса реверса Для этого, придерживая одним ключом головку болта-тяги, другим свертывают гайку 5 с болта-тяги. Гайка, упираясь в опорную пластину, начинает тянуть болт-тягу вверх; при этом конусная гайка еще больше распирает разрезную втулку, и обойма подшипника извлекается из гнезда.