Система зачета результатов соревнований
В основу любой системы зачета личных результатов соревнования положена очередность прихода участников к финишу (без учета или с учетом гандикапа). Поэтому система зачета личных результатов имеет значение только в том случае, когда личные соревнования состоят из нескольких заездов или в зачет идут результаты нескольких соревнований (например, в той или иной форме суммируются результаты городских соревнований всего сезона). Если же в личных соревнованиях разыгрывается первенство на одной дистанции, в большинстве случаев достаточно определить только занятые места и лишь иногда требуется знать скорости, показанные судами-участниками.
Существуют два вида систем зачета (применимых как в соревнованиях с гандикапом, так и без него):
- прямой зачет по скоростям (или сумме скоростей);
- зачет по очковой системе без учета скоростей (без хронометража).
Система зачета по сумме скоростей
Часто в составе одного соревнования программой предусматривается несколько гонок, одинаковых или различных по дистанции, проводимых по одной и той же трассе. В этом случае личное первенство может определяться по сумме скоростей. В зачет могут идти или все гонки или часть из них (например, из трех гонок две).
Предположим, что в трех гонках участники показали такие скорости (км/час): первый — 28; 30; 0; второй — 25; 19; 22; третий — 20; 20; 10. Если в зачет идут результаты всех трех гонок, то 1-е место присуждается второму участнику (66), 2-е — первому гонщику (58), 3-е — третьему (50). Если места присуждаются по сумме скоростей двух лучших гонок из трех, то 1-е место завоюет первый гонщик (58), 2-е — второй (47) и 3-е — третий (40). Разумеется, во избежание бессмыслицы сумма скоростей должна считаться безразмерным числом (числом очков).
Зачет по сумме скоростей очень четко отражает соотношение сил участников. Недостатком такой системы является сложность и длительность подсчетов.
Системы зачета по очкам
При применении систем зачета по очкам следует присуждать очки после того, как в протоколе гонки остались только участники, имеющие право на зачет (после исключения из протокола не стартовавших, не окончивших дистанции, не уложившихся в контрольное время и дисквалифицированных).
Система зачета по правилам УИМ (Международного Союза водно-моторного спорта). Эта система разработана для личных соревнований, состоящих из нескольких гонок. Количество очков, присуждаемых за 1-е место, всегда равно 400, а за каждое последующее место — примерно 0,75 от количества очков за предыдущее место. Зачетные очки присуждаются первым 20 участникам; остальные получают ноль очков.
Таким образом, шкала очков выглядит так: 1-е место — 400; 2-е — 300; 3-е — 225; 4-е — 169; 5-е — 127; 6-е — 95; 7-е — 71; 8-е — 53; 9-е — 40; 10-е — 30; 11-е — 22; 12-е — 17; 13-e — 13; 14-е — 9; 15-е — 7; 16-е — 5; 17-е — 4; 18-е — 3; 19-е — 2; 20-е — 1.
«Ленинградская» система зачета. Эта система успешно применяется ленинградскими федерациями водно-моторного и мотоциклетного спорта. За 1-е место начисляется 50 очков, а за каждое последующее — примерно 0,9 от количества очков за предыдущее место; зачетные очки получают первые 24 участника. Если в гонке получили право на зачет 6 и менее гонщиков, рекомендуется за 1-е место присуждать 27 или 24 очка, отбрасывая большие значения.
Эта шкала выглядит так: 1-е место — 50 очков; 2-е — 45; 3-е — 40; 4-е — 35; 5-е — 30; 6-е — 27; 7-е — 24; В-е — 21; 9-е — 18; 10-е — 15; 11-е — 14; 12-е —13; 13-е — 12; 14-е — 11; 15-е — 10; 16-е — 9; 17-е — 8; 18-е — 7; 19-е — 6; 20-е — 5. 21-е — 4; 22-е — 3; 23-е — 2; 24-е — 1.
Достоинствами всех систем зачета по очкам следует считать простоту работы секретариата, быстроту подсчетов и оперативность награждения, а также отсутствие необходимости в хронометраже. Недостатками являются невозможность оценки плотности прихода участников к финишу и возможные затруднения в применении гандикапа.
В командных соревнованиях из числа очковых систем зачета можно применить «ленинградскую» систему. Система УИМ не отражает соотношения сил соревнующихся команд (вследствие большого разрыва в количестве очков, присуждаемых за 1—5 места) и поэтому не рекомендуется к применению в таких соревнованиях.
Основные правила проведения соревнований на любительских судах
Соревнования проводятся раздельно (в разных заездах) для судов с подвесными моторами и стационарными двигателями.
Ни одно соревнование не может быть начато раньше, чем указано в программе; перенос времени начала гонки на более позднее время допускается в исключительных случаях.
Каждый участник обязан прибыть к месту проведения соревнования точно в указанный срок и безоговорочно выполнять распоряжения судейской коллегии, обязан знать положение о данном соревновании и строго соблюдать установленные правила.
Каждый участник имеет право выступать в личном первенстве на любом количестве судов, в командном — в составе одной команды (на одном судне).
Участники имеют право пользоваться любой помощью при подготовке к гонке и во время гонки. Судно во время гонки может передвигаться по трассе любым способом, но не пользуясь буксиром. Судно, взятое на буксир после момента открытия старта, теряет право на зачет в этой гонке.
Во всех случаях стартовать можно только после сигнала открытия старта.
Обгон соревнующимися судами друг друга разрешается в любом месте трассы (в том числе на поворотах) с любого борта без подачи каких-либо сигналов, при этом:
- обгоняемый в момент обгона не должен мешать об-г°нуи обязан идти ранее намеченным курсом;
- ответственность за навал (при соблюдении условия «а») несет обгоняющий, который выбирает направление и момент обгона.
Судно, движущееся под углом к трассе гонки, обязано уступить дорогу судам, движущимся по трассе. Пересекающее трассу судно во всех случаях считается виновным в столкновении.
Во время гонки все соревнующиеся суда обязаны огибать гоночные буи (или другие знаки гоночной обстановки) в соответствии с планом трассы и указаниями судейской коллегии. Судно, допустившее ошибку при огибании одного из буев, должно немедленно (обогнув после ошибки не более одного буя) вернуться, не мешая идущим по трассе судам, и обогнуть этот же буй правильно. Результаты судов, не выполнивших данное требование, не засчитываются.
Моментом финиша во всех случаях считается пересечение финишного створа форштевнем судна.
Во время тренировок на трассе соревнования и при подготовке к взятию старта с хода участники обязаны перемещаться по акватории, не создавая помех друг другу и выполняя повороты только в левую сторону (против часовой стрелки).
Сигналы в соревнованиях
«Предварительный стартовый сигнал» в соревнованиях со стартом с хода означает, что гонщики могут заводить моторы своих судов и выходить в предстартовую зону для подготовки к взятию старта. В соревнованиях со стартом с места с заведенными двигателями означает, что гонщики могут заводить моторы своих судов, оставаясь у причала. В соревнованиях со стартом с места с незаведенными двигателями сигнал означает «внимание». Способ подачи предварительного стартового сигнала зависит от вида старта.
«Старт открыт» — означает, что спортсмены могут пересекать линию старта и выходить на трассу гонки. Способ подачи сигнала зависит от вида старта. Если имеется сигнальная мачта, то в момент открытия старта во всех случаях на ней должен быть поднят стартовый флаг, который остается на мачте до момента закрытия старта.
«Старт закрыт» — означает, что больше ни одно судно не может стартовать. Если есть мачта, то в этот момент опускают стартовый флаг. Если мачты нет, сигнал может подаваться голосом или другим способом. Во всех случаях сигнал закрытия старта подается через 5—20 мин. после открытия старта, однако, если первый гонщик финиширует раньше истечения этого срока, старт закрывается в момент его финиша.
«Финиш закрыт» — означает, что контрольное время для прохождения дистанции соревнования истекло; гонщики, не успевшие закончить гонку, должны вернуться к причалу. Сигнал подается подъемом на мачте красного флага. Одновременно красные флаги поднимают все судьи, у которых такой флаг есть.
«Вода закрыта» — означает, что суда — участники соревнования обязаны прекратить движение по всей акватории и вернуться к причалу. Сигнал подается так же, как и сигнал закрытия финиша.
Все перечисленные сигналы, кроме сигнала закрытия старта, рекомендуется дублировать цветными ракетами. Сигнал закрытия старта не допускается сопровождать отмашками каким-либо ручным флагом или ракетой, так как это может спутать участников.
Виды и способы старта
В соревнованиях любительских судов могут быть применены два основных вида старта: с места (от причала) и с хода.
Все виды стартов можно классифицировать по числу участников:
- общий старт — одновременно стартуют все участники соревнования;
- групповой старт — одновременно стартуют участники одной группы; группы назначаются или определяются по жребию в зависимости от положения о соревновании;
- индивидуальный (раздельный) старт — каждое судно стартует самостоятельно. Этот вид старта может найти применение, когда гандикап учитывается на старте и суда стартуют от причала.
Для соревнований любительских судов целесообразно, особенно, когда у участников еще нет опыта, делать старты с места (с заведенными или незаведенными двигателями — по усмотрению устроителей). Эти старты значительно безопаснее и проще по организации, чем старты с хода.
Старты с места (от причала) могут быть с заведенными предварительно и с незаведенными двигателями. Оба вида старта универсальны и могут быть как общими или групповыми, так и индивидуальными.
Все виды стартов с хода требуют большей подготовленности участников к гонкам, большей дисциплины на акватории при подготовке к взятию старта (движение в предстартовой зоне), умения участника быть в момент открытия старта возможно ближе к стартовому створу. Зато они более эффектны зрелищно, так как зрители наблюдают борьбу гонщиков за победу еще до начала самой гонки.
Все старты с хода целесообразно делать только групповыми. Количество судов, стартующих в одной группе, назначают с соблюдением условия, чтобы ширина трассы на старте была не менее 5 м на одно судно.
Старт с места с заведенными двигателями. Этот вид старта наиболее прост, но для его применения необходимо, чтобы на всех судах были стационарные двигатели или подвесные моторы, снабженные разобщительным устройством. Суда-участники располагаются у причала в порядке, установленном по жребию; гонщики находятся на своих судах. Предварительный стартовый сигнал подается за 5 мин. до открытия старта — судья-стартер поднимает над головой стартовый флаг и кладет его на плечо. По этому сигналу гонщики могут заводить двигатели (оставаясь на месте). За 30 сек. до открытия старта судья-стартер начинает вращать стартовый флаг над головой и останавливает его вертикально за 10 сек. до открытия старта. Сигнал открытия старта подается взмахом стартового флага вниз. Секундомеры, если требуется по положению о соревновании, запускаются в момент, когда флаг, опускаясь, находится на уровне плеча судьи-стартера.
Старт с места с незаведенными двигателями. Применим для судов с подвесными моторами и стационарными двигателями, в том числе и при отсутствии разобщительных муфт. Суда с заглушенными двигателями располагаются у причала в порядке, определяемом жребием; водители (команды) выстраиваются на берегу против своих судов на расстоянии, оговоренном в положении. Судья-стар-тер подает предварительный стартовый сигнал «внимание» подъемом над головой стартового флага. Через 10 сек. судья-стартер резко опускает флаг — старт открыт. По этому сигналу гонщики бегут к своим судам, заводят двигатели и без всяких дополнительных сигналов уходят на трассу гонки. Секундомеры, если требуется, запускают так же, как при старте с заведенными двигателями.
Этот вид старта очень прост по организации, но применять его в тех случаях, когда задержка судна на старте может сильно отразиться на результатах гонки, нецелесообразно, так как и зрители, и гонщики останутся недовольными (первые — из-за потери интереса к гонке, вторые — вследствие большого нервного напряжения на старте). Зато на длинных дистанциях, когда задержка на старте не страшна и может быть легко компенсирована в течение гонки, такой старт весьма интересен и часто применяется в различных марафонских гонках за рубежом.
Групповой старт с хода со стартовым катером. Скорость стартового катера должна быть выше, чем любого судна из группы стартующих (предпочтительно применять катера, создающие малую волну, например, на подводных крыльях). Применение этого вида старта допустимо при скорости судов-участников не более 40 км/час. Предварительный стартовый сигнал подается за 5 мин. до открытия старта командой «заводись». По этому сигналу суда-участники и стартовый катер выходят в предстартовую зону (акватория до стартового створа). Через 5 мин. после предварительного стартового сигнала стартовый катер поворачивает к стартовому створу. Судья-стартер на стартовом катере поднимает стартовый флаг, делает им несколько оборотов над головой, и стартовый катер, независимо от готовности участников, идет к стартовому створу (перпендикулярно ему), постепенно увеличивая ход и придерживаясь левой стороны трассы, чтобы не мешать стартующим. Стартующие суда выстраиваются, равняясь по стартовому катеру, но не выходя вперед него. Судья-стартер держит стартовый флаг горизонтально, показывая в нужных случаях участникам, суда которых вырываются вперед, что им надлежит несколько отстать.
В момент пересечения стартовым катером стартового створа судья-стартер делает отмашку флагом вниз, подавая этим сигнал открытия старта. Сигнал может дублироваться отмашкой флагом с берега, производимой помощником стартера. Секундомеры, если требуется, запускают в момент, когда флаг придет в нижнее положение.
Групповой старт с хода по команде флагом с берега. Предварительный стартовый сигнал подается за 5 мин. до открытия старта — судья-стартер поднимает над головой стартовый флаг и кладет его на плечо. За 30 сек. до открытия старта судья-стартер начинает вращать над головой стартовый флаг, а за 10 сек.— останавливает вращение флага и держит его над головой. Сигнал открытия старта — резкий взмах флагом вниз. Секундомеры, если требуется, запускают, как при старте с места. Предстартовой зоной при этом старте является акватория до стартового створа (специальная стартовая зона не предусматривается).
В обоих описанных способах старта с хода суда-участники, пересекшие стартовый створ до момента открытия старта, должны быть наказаны по усмотрению устроителей соревнования (как оговорено в положении) аннулированием их результатов в данной гонке или начислением штрафных очков либо штрафного времени.
Групповой старт с хода по стартовым часам. Этот способ установлен Правилами соревнований для гоночных судов и применяется в гонках по кольцевым трассам. Участники должны иметь опыт вождения судов в сложных условиях; необходимы хорошая подготовка и большое количество судей. Значительная сложность этого вида старта ограничивает его применение в соревнованиях любительских судов.
Типовое расположение гоночной трассы на акватории показано на приводимом рисунке. Характерной особенностью является наличие на трассе стартовой зоны, ограниченной специальными буями.
Стартовые часы должны быть хорошо видны участникам соревнования, находящимся в предстартовой и стартовой зонах, на линии старта и у стартового причала (бона). Рекомендуется устанавливать стартовые часы на прочных стойких вблизи от уреза воды на расстоянии 3—7 м за стартовым створом под углом 15—30° к нему.
Предварительный стартовый сигнал подается за 5 мин. до открытия старта подъемом на сигнальной мачте белой таблицы с обозначением класса стартующих судов (для неклассных судов могут быть обозначения типа «группа 1» и т. д.). Этот сигнал дублируется ракетой. Стрелка стартовых часов не движется и находится в верхнем вертикальном положении; сигнальные минутные диски обращены к стартовому створу белой пронумерованной стороной. Предстартовой зоной является вся акватория гонок вне стартовой зоны. Через минуту после подачи предварительного стартового сигнала диск 5 (см. рис. в первой части статьи) поворачивают к стартовому створу черной стороной — до открытия старта осталось 4 мин. Так же по истечении каждой следующей минуты поворачиваются диски с цифрами 4, 3 и 2. В момент поворота диска 2 начинает двигаться секундная стрелка стартовых часов. Когда стрелка, сделав полный оборот, придет вновь в верхнее положение, часы останавливают — старт открыт. Этот сигнал считается главным и дублируется несколькими вспомогательными:
- а) поворачивается черной стороной к стартовому створу диск с цифрой 1;
- б) опускается таблица с обозначением класса (группы) стартующих судов;
- в) на сигнальной мачте поднимается стартовый флаг;
- г) дается ракета.
Наказываются снятием гонщика с данной гонки следующие нарушения: а) проход поперек стартовой зоны; б) проход только через одни ворота; в) изменение курса в стартовой зоне; г) попытка гонщика, двигатель которого остановился в стартовой зоне, завести его до того, как основная масса стартующих прошла мимо; д) пересечение стартового створа через выходные ворота носом судна до того, как секундная стрелка, обойдя полный круг, остановилась в верхнем положении (фальстарт); е) пересечение трассы гонок (вне стартовой зоны) перед стартовым створом менее чем за 1 мин. до открытия старта.
Финиш
Во всех случаях моментом финиша считается пересечение финишного створа носом судна-участника. Судье-финишеру, готовящемуся к приему участника на финише, рекомендуется поднимать флаг над головой (придерживая нижний угол флага), когда принимаемый участник не дошел до финишного створа примерно на 100 м, чтобы участник мог заранее видеть флаг.
Контрольное время
Для каждой гонки следует заранее установить контрольное время прохождения дистанции, т. е. время с момента открытия старта, по истечении которого финиш закрывается (участники, пришедшие позже, зачета не получают). Контрольное время должно быть установлено исходя из скоростей участников и не должно быть очень «строгим». Контрольное время способствует четкости проведения соревнования, повышает интерес к нему со стороны участников и зрителей.
Состав судейской коллегии и работа судей
Количественный состав судейской коллегии должен соответствовать действительной необходимости. На гонках любительских судов следует широко практиковать совмещение судейских обязанностей. Для ориентировки ниже приведены примеры.
Состав судейской коллегии в соревновании по трассе с одним поворотом и финишем у места старта (старт любым способом, кроме старта с часами): главный судья; заместитель главного судьи — стартер-финишер; секретарь соревнования; судья на повороте; судья на трассе — начальник дистанции (ответственный за безопасность); судья-информатор.
Состав судейской коллегии в соревновании со стартом по стартовым часам по кольцевой трассе: главный судья; заместитель главного судьи — стартер-финишер; секретарь соревнования; старший счетчик кругов; счетчик кругов; судья на повороте № 1 и № 2; судья на повороте № 3 и № 4; судья на стартовых часах; судья на фалах сигнальной мачты; судья на трассе — начальник дистанции (ответственный за безопасность); судья-информатор.
Указанные составы назначены исходя из того, что зачет будет по одной из очковых систем; при зачете по скоростям нужно добавить еще трех хронометристов (из них один старший). Как видно из примеров, соревнования со стартовыми часами требуют наибольшего количества судей. В случае проведения соревнований по кольцевым трассам со стартом без часов к первому из указанных списков судей потребуется добавить только двух счетчиков кругов.
При очень большом количестве участников (более 100 человек) придется подумать о расширении состава судей (за счет увеличения секретариата, введения судьи при участниках и т, д.) в зависимости от местных условий.
Главный судья начинает свою деятельность с внимательного ознакомления с положением и подготовки соревнования: изучения трассы и акватории соревнования, проверки обеспечения безопасности его проведения и готовности спасательной службы, обеспеченности медицинской помощью. За один-два дня до гонок главный судья проводит совещание судейской коллегии, на котором вырабатывается методика работы каждого судьи. Если количество участников по группам превышает возможности трассы, следует решить (совместно с представителями участвующих организаций) вопросы комплектования групп гонщиков в зависимости от установленного способа зачета результатов (будет ли прямой зачет по скоростям или в группах будут пр9ведены полуфиналы, а затем финальная гонка для победителей полуфиналов и «утешительная» гонка для остальных участников с целью определения мест и т. п.; будет ли применен гандикап и в какой форме). Главный судья проверяет готовность судей к работе, выясняет, нет ли неясных вопросов, и т. д.
Главный судья полностью ответственен за проведение соревнования и имеет право отложить начало соревнования (или даже отменить его), если не будет своевременно закончена подготовка к нему, прервать соревнование при возникновении опасности, произвести изменения в программе и отстранять от участия гонщиков и судей, совершивших проступки.
По окончании соревнования главный судья проводит заключительное заседание судейской коллегии, на котором рассматриваются результаты соревнования (а также протесты, если они поступили), производится разбор работы каждого судьи и утверждаются результаты соревнования; затем приглашаются представители и эти результаты оглашаются. Работа главного судьи заканчивается представлением отчета о соревновании в организацию, проводившую его.
Заместитель главного судьи в отсутствие его выполняет обязанности и пользуется всеми правами главного судьи. Он отвечает за соответствие соревнующихся судов техническим требованиям, проводя соответствующий предварительный осмотр. После осмотра выполняет обязанности судьи-стартера (и финишера, если старт и финиш находятся в одном месте).
Секретарь соревнования ответственен за подсчет всех результатов, ведет протоколы заседаний судейской коллегии, проводит жеребьевку (если требуется) участников, распределяет стартовые (гоночные) номера для судов, составляет стартовые списки участников, оформляет дипломы для награждения призеров и т. д. Секретарь перед началом соревнования принимает заявки на участие и проверяет документы участников; по окончании соревнования готовит материалы для отчета главного судьи.
Судья-стартер должен обеспечить своевременность стартов в соответствии с программой и подачу надлежащих стартовых сигналов.
Большинство соревнований проводится так, что старт и финиш находятся в одном створе — это удобнее всего и интересно для зрителей. Поэтому судьи на старте являются одновременно и судьями-финишерами.
Финишер полностью отвечает за правильность приема участников на финише, дает отмашки флагом финиширующим судам и закрывает финиш по истечении контрольного времени гонки.
Судьи-счетчики кругов нужны на соревнованиях по кольцевым трассам, проходимым судами несколько раз. Назначать счетчиками кругов следует наиболее собранных и аккуратных судей с хорошим зрением и быстрой реакцией. Один из них ведет наблюдение и называет вслух номера проходящих судов, а второй записывает эти номера и ведет счет кругов, проходимых каждым судном. По мере подхода судов к финишу старший счетчик (ведущий записи) подает судье-финишеру команду о приеме (например, «№ 22 — прием») и обводит кружком номер финишировавшего судна в своем протоколе.
Хронометраж в соревнованиях ведется в тех случаях, когда предусмотрен зачет по скорости прохождения дистанции. Минимально необходимы три хронометриста во главе со старшим.
Хронометрист перед соревнованием должен хорошо ознакомиться с секундомером, на котором ему придется работать. Всякий секундомер имеет свободный ход пусковой кнопки. Для исключения его влияния на точность замера нужно предварительно слегка нажать пальцем на кнопку, выбирая свободный ход; во избежание приведения этим в действие или остановки механизма надо потренироваться перед началом соревнования.
Секундомер следует плотно, но без напряжения держать в ладони; большинство судей нажимают на пусковую кнопку большим пальцем, но это, конечно, не обязательно — надо работать так, как удобно, не допуская при этом лишних движений руки. Хронометрист не должен ничем отвлекаться от своей работы; все время надо наблюдать за стрелкой секундомера, ибо иногда бывают случаи остановки или задержки стрелки. После каждого нажима на кнопку надо дать ей возможность подняться вверх до отказа. Перед началом работы секундомер надо завести в соответствии с инструкцией, а по окончании запустить, чтобы полностью спустить пружину.
Перед началом соревнования производится сверка секундомеров в течение получаса; отклонения в показаниях от контрольного не должны превышать ±0,4 сек.
Во всех соревнованиях по водно-моторному спорту каждый хронометрист запускает свой секундомер самостоятельно по сигналу открытия старта. Остановка секундомера производится также самостоятельно каждым хронометристом в момент, когда принимаемое им судно проходит через финишный створ носовой оконечностью. Каждый хронометрист может управлять двумя секундомерами, принимая на них разных участников. В соревнованиях любительских судов допускается принимать участников по «скользящему» времени, т. е. по одному секундомеру без его остановки (рекомендуется вообще применять такой способ для участников, занимающих места далее третьего). При большой кучности подхода участников к финишу, когда трудно обеспечить четкий прием времени каждого судна, записывается время прихода первого и последнего участника всей группы, а также номера всех ее участников; время каждого определяется путем равномерного распределения общего времени, прошедшего между финишем первого и последнего участника группы, между ними. Рекомендуется, чтобы один из хронометристов вел только записи.
Любой результат, засеченный хронометристами, ценен тогда, когда известно, какое судно его показало. Поэтому каждый хронометрист, независимо от сложности обстановки на финише, обязан фиксировать не только показанное время, но и гоночный номер судна. Запись показаний необходимо вести принятым в спорте шифром: вместо слова «час» — ставить двоеточие, вместо «минута» — точку (например, результат 1 час 12 мин. 49,8 сек. записывается так 1:12.49,8).
Работа судей на поворотах также требует большого внимания и умения быстро оценивать обстановку на повороте при столкновениях и подобных случаях. Важнейшая их задача — регистрация в протоколе гоночных номеров всех правильно проходящих поворот участников в порядке их прохождения. Судья на повороте обязан наблюдать за правильностью прохождения участниками трассы в своей зоне (за отсутствием резких перемен курса, создающих аварийную обстановку, умышленных помех обгону, правильностью прохождения поворотов и т. п.). Все нарушения должны быть записаны и снабжены рисунком — схемой нарушения. Судья на повороте имеет большие полномочия — его решения по всем происшествиям на трассе в соответствующей зоне наблюдения являются окончательными. Судьи на поворотах должны иметь красные флаги, которыми они пользуются для повторения сигналов остановки с главного судейского пункта и при чрезвычайных обстоятельствах, возникших неожиданно и препятствующих безопасному продолжению гонки в его зоне наблюдения.
Хорошо продуманная, интересно и живо проводимая информация значительно повышает интерес к соревнованиям. Конечно, судья-информатор должен хорошо знать особенности проводимого соревнования и участников, обладать ясной, живой речью. Судья-информатор должен оказывать зрителям квалифицированную помощь, а не рассказывать только то, что зрители видят и сами. Нужно разъяснить систему зачета, особенности гандикапа (если таковой применен), дать информацию о составе участников, охарактеризовать возможности и достижения каждого из них и т. п. Судья-информатор комментирует наиболее интересные спортивные моменты, возникающие на трассе, сообщает о лидерах гонки, объявляет предварительные и окончательные спортивно-технические результаты.