Надо подчеркнуть, что самое важное при организации соревнований неспортивных моторных судов — это нахождение правильного, объективного, технически легко осуществимого метода уравнивания шансов на победу для всех участников соревнований, т. е. правильного способа гандикапирования, или отыскание таких судов-монотипов, которые уже имеют широкое распространение либо могут его получить как представляющие интерес в качестве универсальных туристско-спортивных судов, простых в постройке и удобных в эксплуатации.
Ждем от читателей сборника предложений как о формах организации соревнований на негоночных мотосудах, так и о типах туристских судов, которые целесообразно рекомендовать в качестве спортивно-туристских монотипов.
Десятки тысяч малых судов с подвесными моторами и стационарными двигателями принадлежат любителям водных прогулок и туризма, охоты и рыбной ловли. Многие из этих людей с удовольствием принимали бы участие в водно-моторных соревнованиях на своих судах, однако такие состязания можно видеть очень редко. Основная трудность их организации состоит в том, что большинство любителей имеют суда, не удовлетворяющие принятой классификации спортивных моторных судов (по размерам корпуса, суммарному рабочему объему цилиндров двигателя, количеству двигателей и т. д.); ясно, что такие суда, предназначенные зачастую для чисто хозяйственных надобностей, не могут соперничать со специально гоночными судами. Наконец, любительские суда настолько разнообразны по типам и так различаются по скорости, что составление из них сколько-нибудь однородных сводных групп обычно представляет большие трудности. По этим причинам в большинстве случаев владельцы любительских судов остаются «за бортом» соревнований и им остается лишь наблюдать за гонками спортивных судов.
По просьбе читателей сборника ниже рассматриваются возможные условия проведения соревнований любительских судов, в том числе не отвечающих требованиям спортивной классификации.
Такие соревнования могут быть скоростными, когда первенство определяется только по скорости прохождения дистанции гонки, или специализированными, когда участники должны выполнить дополнительные условия. Увлекательны комбинированные эстафеты, в которых на одном из этапов участвуют моторные суда. Особый интерес представляют соревнования по фигурному вождению на сложной трассе, не предусмотренные Правилами соревнований на гоночных моторных судах. Как показывает опыт, при хорошей организации эти соревнования вызывают большой интерес, так как вождение судна по сложной трассе требует незаурядного мастерства, а кроме того, в таких гонках несколько сглаживается разница в скоростях; часто благодаря умелому маневрированию побеждает отнюдь не самое быстроходное судно.
Каждое соревнование отличается от других по организации и судейству вследствие различий в трассе и акватории, в составе судов, количестве и квалификации участников, системе зачета результатов и т. п. Поэтому нельзя считать рекомендации настоящей статьи всеобъемлющими и непреложными, не зависящими от местных условий. Кроме того, всегда следует помнить, что каждое соревнование должно способствовать приобщению к спорту широких масс трудящихся и особенно молодежи, пропагандировать достижения водно-моторного спорта. Во всех случаях важнейшей задачей организаторов соревнования является хорошая подготовка и четкое его проведение, создание праздничной обстановки. Главное условие успеха любого соревнования — объективность, равенство шансов на победу всех участников, равенство требований к ним. Не менее важно, чтобы зрители могли видеть все происходящее на трассе и непосредственно сравнивать мастерство соревнующихся.
Соревнования на любительских судах способствуют повышению общей культуры эксплуатации и постройки любительских моторных судов; участники и зрители получают новые знания в области катеро- и моторостроения.
Подготовка к соревнованиям
Организация, проводящая соревнование, должна заблаговременно, не позже чем за две недели, назначить ответственное лицо (или группу лиц — оргкомитет). Для проведения подготовки к соревнованию необходимо решить следующие задачи:
- выбрать место проведения соревнования, наметить трассу гонок и место стоянки (спортивный лагерь) судов-участников; согласовать время и место проведения соревнования с органами судоходной инспекции, водной милицией, спасательной службой и представителями других видов водного спорта;
- составить и довести до сведения всех организаций и лиц, желающих принять участие в соревновании, положение об этом соревновании;
- подготовить судейский инвентарь и канцпринадлеж-яости; обеспечить соревнование катерами обслуживания;
- организовать широкую информацию населения о проводимом соревновании (через печать, радио и т. д.) с целью популяризации водно-моторного спорта;
- организовать медико-санитарное обслуживание так, чтобы при всех случаях травм среди участников и зрителей пострадавшим была оказана первая помощь;
- разделить суда на стартовые группы (после получения заявок на участие в соревновании);
- организовать службу безопасности, которая должна обеспечить противопожарную безопасность, помощь на воде и т. п.;
- организовать предварительный (за 7—10 дней до соревнования) технический осмотр заявляемых к участию в гонках судов с целью проверки их технического состояния. Осмотр целесообразно проводить заранее с тем, чтобы участники, суда которых не удовлетворяют изложенным ниже техническим требованиям, смогли за оставшееся до соревнования время исправить имеющиеся недочеты и принять участие в гонках.
Выбор трассы соревнования
Безусловно, чаще всего приходится использовать акваторию, расположенную вблизи города или населенного пункта, жители которого являются участниками данного состязания, поэтому не все из перечисленных ниже требований могут быть практически выполнены.
Дистанция соревнования оговаривается в Положении о соревновании и может быть пройдена участниками по различным трассам. Трассы для соревнований любительских судов (в большинстве случаев неклассных) могут быть произвольными по форме и протяженности, тем не менее, полезно напомнить, что отечественные Правила соревнований по водно-моторному спорту (1960 г.) устанавливают для скоростных соревнований спортивных судов два основных вида трасс:
- кольцевые — протяженностью от 2000 до 5000 м по периметру; форма кольцевой трассы Правилами не оговаривается, но рекомендуется в виде вытянутого прямоугольника;
- конечные — в виде прямых линий, используемые вместо кольцевых.
При проведении скоростных соревнований любительских судов трасса конечного типа может быть не только прямой, но и ломаной линией, а проходить ее можно (в зависимости от условий, оговоренных в положении о данном соревновании) в одну сторону, в обе стороны с поворотом вокруг концевого буя, или по кольцу вокруг концевых буев. При прохождении в одну сторону — старт и финиш совпадают с концевыми буями, а при прохождении в обе стороны с одним поворотом — старт и финиш находятся в одном створе, совпадая с начальным буем.
Трасса для соревнований по фигурному вождению может быть произвольной, поэтому такую трассу легче всего приспособить к имеющейся акватории. Главное условие — отсутствие взаимных пересечений курса судами, идущими по трассе гонки, с выходящими на старт или финиширующими. Особенно надо остерегаться такого расположения трассы, когда стартующий с опозданием может пересечь курс финиширующему участнику.
Трасса для соревнования по фигурному вождению должна иметь нечетное число пар поворотных буев; расстояние между соседними буями должно быть не менее 5 длин самого большого из соревнующихся судов.
Во всех случаях трасса должна быть наиболее простой. Располагая трассу на имеющейся акватории, надо по возможности учесть интересы и гонщиков, и судей, и зрителей.
Стоянка судов-участников должна быть удобной для одновременного расположения всех судов. С места стоянки должен быть хорошо виден створ старта и главный судейский пункт.
Около места стоянки желательно иметь слабое течение, ровное дно.
Нужно предусмотреть удобное устройство главного судейского пункта: солнце не должно ослеплять судей; трасса, особенно подходы к линиям (створам) старта и финиша, должна хорошо просматриваться; надо укрыть судейский пункт от дождя и солнца навесом (брезентом и т. п.).
При прокладке трассы соревнования нужно учитывать следующее:
- нежелательно прокладывать трассу в местах с сильным неправильным течением, суводями, майданами (водоворотами) и т. д.;
- рекомендуется, чтобы трасса была укрыта от ветров господствующего направления;
- глубина акватории в пределах трассы должна быть, по возможности, равномерной и во всех случаях достаточной с учетом осадки судов-участников; не должно быть зарослей травы, водорослей и т. п., а также подводных препятствий (карчей, подводных камней, мелей);
- трасса должна быть расположена, по возможности, в стороне от судового хода (фарватера) и, во всяком случае,— в стороне от главного судового хода. Если расположение трассы вне судового хода невозможно, вопрос должен быть особо согласован с местными органами власти и органами судоходного надзора;
- трасса кольцевой гонки, «фигурной» гонки или гонки с одним поворотом должна быть проложена так, чтобы во всех случаях суда шли в направлении против часовой стрелки;
- взаимное расположение места стоянки судов-участников и трассы должно исключать возможность пересечения путей судов, выходящих на старт и уходящих с трассы после финиша.
- должны быть учтены особенности способа старта в данном соревновании;
- наиболее интересные участки трассы (повороты, старт и финиш) должны быть хорошо видны зрителям.
Положение о соревновании
Положение о соревновании является важнейшим организационным документом, совершенно необходимым при проведении любого соревнования. В нем оговариваются все необходимые вопросы, связанные с проведением данного соревнования. Учитывая, что в гонках любительских судов будут участвовать люди, незнакомые с правилами соревнований по водно-моторному спорту (Правилами соревнований на гоночных моторных судах), в положении целесообразно привести основные правила, которые обязаны соблюдать участники данного соревнования на трассе гонок, на старте, на берегу, при тренировках и при подготовке к взятию старта.
Положение должно быть написано ясно и четко. Должна быть исключена возможность двоякого толкования какого-либо пункта, так как подобная нечеткость приведет к конфликту во время соревнования.
Положение должно быть составлено так, чтобы соревнование было как можно более простым для участников, судей и зрителей.
Положение утверждается организацией, организующей соревнование. В наименовании положения следует указать вид соревнования (будут ли соревнования личными, личнокомандными или командными).
Вид соревнования. Начиная проводить соревнования любительских судов, целесообразно устраивать их личными, организационно наиболее простыми. В таких соревнованиях в большинстве случаев принимают участие люди, вообще впервые участвующие в спортивных состязаниях.
Могут быть интересны также лично-командные соревнования, когда каждый участник не только соревнуется в личном зачете, но и участвует в составе команды в командной борьбе. Проведение таких соревнований требует более высокой квалификации секретариата судейской коллегии.
К категории чисто командных соревнований, в которых личного зачета участники не получают, можно отнести эстафеты. В других случаях проводить соревнования только с командным зачетом не рекомендуется.
Положение о соревновании на любительских судах должно содержать следующие основные разделы.
I. Цели и задачи соревнования, руководство соревнованием, время и место его проведения. В этом разделе формулируется цель проведения данного соревнования, указывается организация, проводящая соревнование, сообщается место и время его открытия.
II. Участники соревнования. Здесь должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам. Надо перечислить документы, необходимые для допуска к участию в соревновании (личная заявка с просьбой допустить к участию в гонках с характеристикой судна и распиской в умении плавать; права водителя моторных судов и справка врача о разрешении участвовать в соревнованиях на любительских моторных судах). Организация, от имени которой участник будет участвовать в соревновании, обязана представить на всех участников заявку (по общей форме, принятой в спорте), независимо от их личных заявок.
Следует предостеречь врачей от предъявления чрезмерно строгих требований к участникам соревнований на любительских судах. Во всяком случае, требования (медицинские) не должны быть выше предъявляемых при получении прав шофера-любителя.
III. Программа соревнования, порядок и условия проведения личного и командного первенства. Содержание этого раздела весьма ответственно, так как в нем указывают дистанции и трассы соревнования и систему зачета результатов, достигнутых участниками. Системы зачета результатов, применимые в соревнованиях на любительских моторных судах, рассматриваются в настоящей статье ниже.
IV. Награждение победителей. Следует четко перечислить, за какие места и чем награждаются победители личного (и командного, если таковое предусматривается) первенства, а также указать, при каком количестве участников, принявших старт, соревнование считается разыгранным.
В первую очередь в качестве наград могут быть применены памятные дипломы, выдаваемые от имени организатора соревнований. Награждая победителя призами, надо иметь в виду, что важна не ценность приза, а то, что этот приз именной и будет хорошей памятью о победе в соревновании. Очень хорошо, если победители будут награждены именными жетонами.
В ряде случаев трудности с приобретением призов (памятных подарков) можно преодолеть, если в положении будет оговорен специальный стартовый взнос (небольшая сумма, например 1 руб.), который должен внести каждый из участников при предъявлении своих заявочных документов.
V. Сроки представления заявок на участие, обеспечение горючим. Рекомендуется, чтобы дата приема заявок была на несколько дней ранее дня проведения соревнования. Практика показывает, что малоопытные участники часто допускают ошибки в заявочных документах. Эти ошибки за оставшиеся дни могут быть исправлены без ущерба для составления списков участников и других документов секретариата.
В положении должно быть ясно оговорено, как и кем производится обеспечение горюче-смазочными материалами. Обычно в соревнованиях любительских судов каждый участник приобретает горючее за свой счет.
VI. Приложение к положению. Рекомендуется привести основные правила, которые обязаны соблюдать все участники с момента прибытия на гонки на берегу и на акватории (во время тренировок), а также правила поведения на трассе во время соревнования (правила старта, обгона и расхождения).
Судейский инвентарь
В первую очередь необходимы два флага (если имеется сигнальная мачта, нужны еще два таких же флага для подъема на фалах этой мачты) из легкой материи размером 60X80 см, прикрепляемые к древку узкой стороной:
- окрашенный чередующимися в шахматном порядке черными и белыми квадратами 10X10 см; флаг применяется как старто-финишный;
- окрашенный полностью в ярко-красный цвет; флаг называется остановочным и применяется для остановки гонки, запрещения перемещения по акватории соревнования всем судам-участникам и т. п.
Если применяют сигнальную мачту, рекомендуется выполнять ее по размерам, приведенным на эскизе. Во всяком случае мачта должна допускать независимый подъем двух флагов, и эти флаги должны быть на такой высоте, чтобы их было хорошо видно с трассы гонок и с места стоянки судов-участников.
Весьма желательно иметь ракеты для сигнализации.
Если предполагается вести хронометраж, следует позаботиться о секундомерах (требования к секундомерам приведены далее).
Совершенно необходимо подготовить бумагу и другие канцелярские принадлежности, нужные судьям для записи.
Иногда устроители хотят провести соревнование на любительских судах со стартом, применяемым в соревнованиях на гоночных судах в соответствии с Правилами соревнований по водно-моторному спорту. В этом случае необходима более высокая квалификация судейского состава и еще более четкая организация работы судейской коллегии. При проведении таких соревнований дополнительно нужно иметь стартовые часы, устройство которых показано на рисунке. Стартовые часы состоят из циферблата с секундной стрелкой и щита с поворотными минутными дисками. Секундная стрелка может иметь любой механический или электрический привод (разрешается даже ручной привод), но должна двигаться равномерно, совершая один оборот в минуту. На рисунке указаны минимальные размеры стартовых часов и разрешаемые способы установки щита минутных дисков. Циферблат, щит минутных дисков и лицевая сторона каждого диска окрашиваются в белый цвет. Разметка циферблата, цифры на минутных дисках, оборотная сторона каждого диска и секундная стрелка должны быть черными. Материал.и конструкция часов могут быть любыми.
Организация медико-санитарного обслуживания
Желательно, чтобы во время проведения гонок на территории спортивного лагеря находился врач (в крайнем случае, опытная медицинская сестра). Место расположения медперсонала должно быть обозначено флагом красного креста.
Организация работы службы безопасности
Из числа членов судейской коллегии должен быть назначен ответственный за службу безопасности в спортивном лагере и на акватории соревнования, который должен:
- организовать заправку топливом в специальных местах, снабдить заправочные пункты средствами тушения пожара (три этом обязательно нужно отвести место для заправки топливом на плаву у одного из бонов);
- запретить (и строго следить за исполнением этого правила) заправку топливом при работающих двигателях, а также курение на бонах и территории спортивного лагеря;
- организовать постоянное наблюдение за акваторией соревнования; спасательный катер (катера) должен постоянно находиться у бонов спортивного лагеря в распоряжении указанного судьи; этот же катер должен устанавливать поворотные знаки и следить, чтобы во время гонки они находились на месте, буксировать суда-участники, потерявшие ход, к месту стоянки и т. д.
Предварительный технический осмотр
Технический осмотр судов проводится в первую очередь с целью обеспечения безопасности плавания судов-участников; одновременно он должен способствовать повышению культуры эксплуатации судов и моторов и общего спортивного уровня соревнований. Ниже изложены минимальные требования, которые следует предъявлять к судам-участникам соревнований.
1. Суда не должны быть грязными снаружи или изнутри и плохо окрашенными.
2. Внутри не должно быть воды, масла и топлива.
3. Все швы, пробоины и т. п. должны быть аккуратно заделаны.
4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предъявленные к осмотру, должны быть чистыми; течь в бензино-Масловодопроводах не допускается.
5. Стационарные двигатели должны быть надежно укреплены на судовом фундаменте; все вращающиеся части должны быть укрыты кожухами, чтобы члены экипажа не могли получить повреждений. Выхлопные трубы должны либо иметь водяное охлаждение, либо быть хорошо изолированными, чтобы не было опасности ожогов или даже пожара.
6. Подвесные моторы должны быть надежно закреплены на транце.
7. Надежность рулевого привода не должна внушать опасений. При скоростях более 35 км/час рулевое управление должно быть только штурвального типа. Рекомендуется на всех судах со стационарными двигателями иметь штурвальное управление. Рулевой привод любого типа должен обеспечивать перекладку руля (подвесного мотора) не менее чем по 30° на борт. Если на судне штуртросовый рулевой привод, штуртрос не должен иметь перетертых прядей и слабины; конструкция штурблоков должна быть такой, чтобы штуртрос не мог заклиниться между щеками и шкивом штур-блока или соскочить с него.
8. В приводах управления карбюраторами запрещается применение пружин, открывающих дроссель; при обрыве троса дистанционного управления дросселем карбюратора дроссельная заслонка должна закрываться.
9. На каждом судне должно быть не менее одного весла любых размеров и формы, носовой швартовный конец (фалинь), а на судах со стационарными двигателями — отпорный крюк (багор).
10. Для каждого члена экипажа должны иметься спасательные средства (спасательный жилет, нагрудник, спасатель-ный'круг или шары); желательно иметь спасательные жилеты.
11. На судах со стационарными двигателями должны быть противопожарные средства (огнетушитель).
12. Каждое судно должно быть снабжено съемным гоночным номером произвольного размера, хорошо видным с обоих бортов.
Разбивка судов на стартовые группы
Если для участия в соревновании заявлены суда, которые можно разделить на несколько групп, выделяя в каждую из них суда, близкие по типу и характеристикам, целесообразно разыграть первенство в каждой из этих групп. При этом совсем не обязательно, чтобы группы стартовали порознь; старт может быть общим для нескольких групп, но зачет будет раздельным. Группы можно создавать, если число «однотипных» судов в каждой будет не менее 4—5 единиц.
Проще всего распределить по группам суда с подвесными моторами. За основу при этом принимается суммарный рабочий объем цилиндров подвесного мотора, тип обводов корпуса (остроскулые или круглодонные суда) и вес корпуса (например, вес не менее 90 кг, как это предусмотрено для мотолодок класса «А» действующей классификации).
Например, к участию в соревновании заявлены серийные мотолодки «Казанка» и самодельные фанерные мотолодки с плоско-килеватым днищем, с подвесными моторами «Ветерок», «Москва», «Вихрь» и иностранных марок. Группы в этом случае создают по рабочему объему цилиндров моторов и весу корпуса, который для фанерных мотолодок должен быть не менее 90 кг (если некоторые мотолодки весят меньше, можно снабдить такие суда твердым балластом, дополняющим их вес до 90 кг).
Сложнее найти общее у катеров со стационарными двигателями. Однако и в этом случае можно брать за основу суммарный рабочий объем двигателя и водоизмещение катера.
Часто, однако, такой подход может привести к явному неравенству шансов на победу, хотя моторы или стационарные двигатели да и вес судов у соперников будут совершенно одинаковыми; различия в обводах, размерениях и т. п. приводят к тому, что скорости судов даже внутри одной группы иногда оказываются существенно различными. Тогда приходится искусственно выравнивать шансы участников соревнования, т. е. проводить соревнования с гандикапом. При правильно выбранном гандикапе у всех участвующих судов шансы на победу должны быть примерно равными. Таким образом, в тех случаях, когда не удается выделить группы однотипных судов, применяют гандикап; при этом стартовые группы можно комплектовать в достаточной степени произвольно, объединяя более или менее сходные суда. Во всех случаях суда с подвесными моторами и стационарными двигателями нужно группировать отдельно.
Если участвует много судов, то по условиям судейства в соревнованиях по кольцевой трассе, проходимой несколько раз, и в соревнованиях по фигурному вождению приходится создавать несколько стартовых групп (даже из числа однотипных судов). При этом в кольцевых гонках в одной группе должно быть не более 20—25, а в фигурных гонках — не более 5 судов. Если количество судов больше указанного выше, рекомендуется провести многостепенные соревнования: по жребию разбивают все суда на необходимое число стартовых групп; в каждой группе суда соревнуются за выход в финал (в положении оговаривается число судов-победителей в каждой группе, которые будут участвовать в финальном старте), затем финалисты разыгрывают приз, а остальные участвуют в «утешительных» гонках.
Гонки с гандикапом, вычисление гандикапа
Установление справедливого гандикапа во многих случаях определяет успех соревнования. Опыт показывает, что интерес к участию в соревнованиях на любительских судах при таких условиях возрастает, в гонках начинают участвовать владельцы многочисленных катеров и мотолодок различного назначения. Гандикапом называется предусмотренное положением о соревновании уравнивание шансов на победу у резко различающихся по характеристикам судов, имеющих заведомо различные скорости. В конечном счете, гандикап проявляется в преимуществе во времени прохождения дистанции гонки, сознательно предоставляемом судам с меньшей скоростью хода. Гандикап применим в соревнованиях с общим и раздельным (индивидуальным) стартом с места (при заведенных и незаведенных двигателях) или с хода (любым способом), в соревнованиях по кольцевым и конечным (между двумя пунктами на побережье или с поворотами вокруг концевых буев) трассам.
Учитывать гандикап можно на старте или на финише. Интереснее всего учитывать гандикап на старте, выпуская участников на трассу с интервалами времени, равными принятому временному гандикапу (гандикапу по времени). В этом случае все участники на финише оказываются в примерно одинаковых условиях, и пришедший к финишу первым будет и победителем гонки. Это возможно при старте с места (при старте с хода нужно продумать способ выпуска участников на старт и расположение предстартовой зоны, чтобы исключить возможность создания аварийной обстановки — особенно на кольцевых трассах — вследствие того, что некоторые участники должны готовиться к старту, в то время как часть судов уже движется по трассе).
При учете гандикапа на финише в результаты финишировавших судов вводят ту же временную поправку-гандикап, заранее оговоренную в положении. Такая форма учета гандикапа применима во всех без исключения соревнованиях, но имеет тот недостаток, что зрители, да и участники, до объявления результатов не могут определить, кто является победителем гонки. Такой вид гандикапа иногда приходится применять для судов, не имеющих муфт свободного хода.
Задача определения справедливого гандикапа довольно сложна и требует некоторого опыта. Скорости каждого судна-участника приходится устанавливать по паспортным данным, если суда заводского изготовления, или вычислять по какой-либо гандикапной формуле. Полезно на первом же соревновании уточнить (в случае необходимости) эти значения.
Одна из гандикапных формул, применяемых в некоторых международных соревнованиях для вычисления условной скорости судна, имеет такой вид (в пересчете на метрическую систему):
где L — длина по грузовой ватерлинии в покое, м; Nэ — эффективная мощность двигателя, л. с.; D — полное водоизмещение, т.
Обычно применяют два вида гандикапа: tr — гандикап по времени (временной) или υr — гандикап по скорости.
Принимая за основу действительные или условные, т. е. подсчитанные по той или иной гандикапной формуле [например, по (А)] скорости судов, можно подсчитать численное значение гандикапа по времени для данного судна как:
где S — дистанция гонки, км; Vб — скорость самого быстроходного судна, км/час; Vд— скорость данного судна (или данной группы судов), км/час.
Полученная величина показывает, на сколько секунд раньше должен быть дан старт данному судну, по сравнению с самым быстроходным. Например, условная скорость самого быстроходного судна данного соревнования 40 км/час, а условная скорость данного судна 27 км/час. Гандикап по времени для данного судна при дистанции гонки 10 км будет:
т. е. данное судно (или группа судов с одинаковыми Vд) должно стартовать на 7 мин. 12 сек. раньше самого быстроходного судна, для которого всегда tr = 0.
При применении временного гандикапа на финише следует отнять подсчитанные по ф-ле (Б) величины tr от времени прохождения дистанции всеми судами, кроме самого быстроходного (время прохождения им дистанции не изменяют).
Иногда удобнее применять гандикап по скорости, вводя поправку в значения скоростей, показанных судами-участниками. Такой гандикап может быть учтен только на финише. Чаще всего его выражают по отношению к скорости наиболее быстроходного судна. В этом случае зачетные скорости всех судов (кроме самого быстроходного) будут отличаться от действительных и получаются умножением действительной скорости на заданный положением о данном соревновании гандикапный коэффициент.
Например, для рассмотренного выше случая гандикапный коэффициент скорости может быть подсчитан для данного судна:
где Vдс — показанная в соревновании скорость данного судна. Для самого быстроходного судна коэффициент υr = 1, т. е. действительно показанная им в соревновании скорость будет зачетной.
Рассмотренные выше виды гандикапа и способы его применения, разумеется, не исчерпывают всего возможного их многообразия. Начиная проводить соревнования с гандикапом, не следует смущаться, если на первых порах не удастся сделать гандикап справедливым для всех. По мере накопления опыта недостатки будут исчезать, и соревнования с гандикапом станут все более интересными.