Где хранить моторную лодку зимой и куда ставить ее летом? Куда девать подвесной мотор, инструмент, принадлежности и канистры с горючим? Где произвести разборку двигателя и его ремонт? Где починить лодку или построить новую по понравившимся чертежам? Где получить дельный совет, содействие и техническую помощь? У кого учиться? Где можно сдать экзамен и получить любительские права, которые необходимо иметь каждому водителю механического транспорта как на суше, так и на воде?
Пожалуй, можно перечислить еще много новых «где» и «как», но ответ на все подобные вопросы будет краток и прост: базируйтесь на самодеятельность, организуйте самодеятельный водно-моторный клуб!
В прошлом выпуске мы уже упоминали о клубе при РК ДОСААФ Ждановского района г. Ленинграда. Ниже мы знакомим читателей с его организацией, работой и задачами. Мы ждем откликов на эту статью и рады будем получить и опубликовать письма заинтересованных лиц, их советы и предложения. Дело это общественное, большое и нужное. И чем скорее оно будет правильно решено, тем лучше будет всем нам — сотням и тысячам любителей-водномоторников сегодняшнего дня и многим сотням тысяч новых, которые придут завтра!
Весной 1963 г. при Ждановском районном комитете ДОСААФ была оформлена организация первого в Ленинграде самодеятельного водномоторного клуба. А сейчас наш клуб представляет собой спаянный общими интересами дружный коллектив, объединяющий свыше 100 любителей водно-моторного спорта и туризма.
Никаких дотаций или денежных средств от ДОСААФ или каких-либо других организаций клуб не получает, и вся деятельность клуба основывается на личном труде его членов. Все расходы клуба покрываются за счет средств, получаемых от сбора членских взносов (1 р. 20 коп. в год) и от так называемых «стояночных» взносов, уплачиваемых членами клуба за стоянку приписанных к клубу судов. Размер стояночного взноса зависит от размеров судна, т. е. от величины предоставляемого клубом места для его стоянки на воде летом и для зимнего хранения на территории клуба. Так, например, размер ежемесячного стояночного взноса для стандартной алюминиевой лодки-«казанки» равен 2 р.
С чего мы начинали? Сначала десятка два любителей водного спорта, туризма и рыбной ловли, имеющих свои суда, решили объединиться при какой-либо уже существующей общественной организации. Все мы имели общие интересы, испытывали одинаковые трудности с хранением своих судов, их ремонтом и обслуживанием. Эти и многие другие вопросы было очень трудно или даже невозможно решать в одиночку. Мы выбрали из своей среды инициативную группу, которой, нечего скрывать, пришлось немало потрудиться, чтобы наконец оформить создание нового клуба.
Наконец, Ленинградский городской комитет ДОСААФ принял решение поручить его организацию ждановскому районному комитету на основе типового устава самодеятельных спортивных клубов ДОСААФ. Дело постепенно начало налаживаться. Сначала было найдено место, подходящее для базирования клуба. После соответствующего согласования участок был закреплен за нами, и силами членов клуба были произведены работы первой очереди: укреплен берег и сделаны плавающие причалы для судов — боны.
Пришлось немало поработать всем членам клуба, которых тогда насчитывалось около 40 человек. Собирались по вечерам, раз и даже два раза в неделю, и, разбившись на бригады, выполняли те или иные работы по заранее составленному плану. Для руководства всей деятельностью и работами был избран Совет клуба, состоящий из пяти человек. Председателем Совета клуба мы избрали опытного моряка Г. Е. Селицкого, знакомого с местными условиями и обстановкой. Он был хорошо известен нам как активный общественник, работавший в течение ряда лет в системе ДОСААФ, а также в качестве судьи первой категории в ленинградской секции водно-моторного спорта.
Пошли нам навстречу и руководители ряда организаций, поддержавших инициативу общественности и правильно оценивших значение клуба. От них мы получили помощь в виде тех или иных отходов материалов и неликвидов, отпущенных клубу по недорогой цене или вовсе бесплатно. Так был приобретен однокомнатный железобетонный блок, который был приспособлен под нашу рабочую «контору». Для охраны было введено регулярное дежурство членов клуба, но, конечно, пришлось воспользоваться и «наемной рабочей силой» — пригласить сторожа, который охранял бы клуб в дневное время, когда мы заняты на работе.
К концу прошлогоднего сезона из-за реконструкции участка набережной, где был расположен клуб, пришлось переместиться в другое место, несколько ниже по реке. Новый участок набережной значительно больше и лучше. Это позволило расширить фронт стоянки и принять большое количество новых членов. Конечно, и тут пришлось порядочно поработать, обживая территорию, устраивая причалы, слип и т. д. Но клуб к этому времени уже окреп; организовался крепкий коллектив. Нечего греха таить, пришлось исключить из членов клуба лиц, не желающих подчиняться общественной дисциплине, пропускающих работы и дежурства без уважительных причин и так или иначе мешающих общему делу. На их место пришли честные и добросовестные люди.
Конечно, задачи нашего клуба не сводятся только к хранению лодок и имущества и обеспечению зимней стоянки!
Клуб оказывает широкую помощь любителям-судостроителям в самостоятельной постройке судов или дает те или иные рекомендации по их переделке. Одновременно производится обучение членов клуба и подготовка к сдаче экзаменов на получение прав судоводителей-любителей. Обеспечивается подготовка судов и материальной части к спортивным соревнованиям, в которых клуб принимает участие (о чем уже сообщалось в предыдущем выпуске сборника). Совет клуба помогает в выборе и оформлении маршрутов для ежегодных походов туристских судов. Кроме того, мы помогаем Спасательной службе ДОСААФ. В частности, только за сезон 1964 г. членами клуба была оказана помощь терпящим бедствие на воде в 14 случаях.
В клубе строго соблюдается «морской» порядок. Регулярно ведется вахтенный журнал, куда записываются все выходы судов клуба, различные происшествия и т. д.
За сезон 1964 г, членами клуба были совершены многие дальние и ближние походы, из которых 1В имели продолжительность более двух недель. Заслуживает внимания, например, поход В. М. Рыжкова по Неве и Волхову (протяженностью свыше 600 км) на небольшом самодельном судне со стационарным двигателем «СМ-155». Очень интересным был поход А. И. Котова и А. И. Котовой на стандартной лодке-«казанке» с подвесным мотором «Москва»; они прошли около 1500 км по Неве, каналам и Свири до Онежского озера.
Сейчас наш самодеятельный клуб твердо стал на ноги и в ближайшем будущем будет расширяться. Многое уже сделано, но немало работы предстоит впереди. В первую очередь будет организована мастерская для ревизии и ремонта моторов; предстоит расширить подсобные помещения и увеличить фронт береговых причалов. Это. позволит принять в число членов клуба большую группу любителей, которым сейчас мы вынуждены отказывать из-за нехватки мест для стоянки судов. Важной задачей является коллективное-обеспечение членов клуба необходимыми запасными деталями и даже самими моторами (особенно новых выпусков). Вероятно, наиболее результативной была бы прямая связь с производством через комитеты ДОСААФ. Попутно следует отметить, что в настоящее время положение с запчастями, прямо катастрофическое; некоторые суда простаивают из-за невозможности ремонта их моторов. Ждем все мы и новых подвесных моторов, о которых много разговоров, но которых в продаже еще нет. Нужны подвесные моторы и малой и средней мощности, а также в 20—30 л. с. и более.
Конечно, в нашей клубной работе есть и недостатки, которые мы постепенно преодолеваем. Некоторые задачи! нам еще далеко не по силам, но уже сейчас можно определенно сказать, что найдена правильная и проверенная на практике форма общественной организации, позволяющая энтузиастам водного спорта и туризма объединиться, чтобы заниматься любимым делом.