Последний поход, по результатам которого сделаны публикуемые здесь выводы, они совершили на катере «Горизонт» заводской постройки, имеющем следующие основные элементы:
Длина наибольшая, м | 6,66 |
Ширина наибольшая, м | 2,03 |
Высота борта при миделе, м | 0,93 |
Водоизмещение полностью заправленного катера без людей, т | 1,50 |
Водоизмещение полное, т | 1,88 |
Осадка средняя при полном водоизмещении (от основной), м | 0,31 |
Осадка габаритная, м | 0,60 |
Вместимость (по числу мест для сидения), чел | 5 |
Полная скорость хода с 4 чел. и полным запасом топлива на тихой воде, км/час | 38 |
Дальность плавания (при 4 чел.), км | 165 |
Тип двигателя | M5IV с угловым редуктором |
Мощность двигателя, л. с. | 62 |
Трудно не согласиться с выводом авторов, что для дальнего похода группы всего из двух человек этот катер не подходит, прежде всего — из-за его низкой экономичности, но многие другие положения, выдвигаемые ими, представляются весьма спорными.
Прежде всего, вызывает серьезные сомнения даже сама возможность постановки вопроса об установлении единого типа универсального туристского катера. Очень уж разнообразны как формы туризма на малых моторных судах, так и условия их плавания. Однако бесспорно, что все множество типов малых моторных судов, используемых для туризма во всех его видах, может быть сведено к ограниченному (хотя и довольно большому) числу групп, для каждой из которых целесообразно (и возможно) искать, создавать и отрабатывать оптимальную конструкцию.
В такой постановке вопроса предлагаемый Б. Базуновым и В. Гантманом катер с водометным движителем может рассматриваться как «лодка, нужная опытному путешественнику, намеревающемуся совершать дальние спортивные плавания при малой численности туристской группы». При такой формулировке обоснования, выдвигаемые авторами в поддержку предложенного ими катера, становятся убедительными, и катер такого типа для указанного варианта использования, безусловно, найдет общую поддержку.
Но, например, для такого весьма распространенного вида туризма, как продолжительные походы на катере группы из 6—8 человек, не ставящей своей задачей освоение маршрута большой протяженности, но стремящейся к наибольшей экономичности, рекомендуемый Б. Базуновым и В. Гантманом катер был бы весьма неудобным. Для смешанного автомобильно-водного туризма в его простейшей форме (перевозка мотолодки на крыше кузова легковой автомашины) рассматриваемый тип катера также не подходит, хотя за легковой автомашиной «Волга» или за вездеходной автомашиной вроде «ГАЗ-69» этот катер можно было бы возить на трейлере. Непригодным будет катер рассматриваемого типа и для туристских походов по морю (впрочем, довольно редких в практике нашего водно-моторного туризма); очевидно, в таких условиях гораздо удобнее будет мореходный моторно-парусный бот.
Нет сомнения, что водометный катер, предложенный авторами, может считаться туристским катером широкого применения, но все же не «универсальным», что, конечно, и не должно быть отнесено к его недостаткам, так как задача создания универсального, единого туристского катера для всех видов водно-моторного туризма и всех условий дальних спортивных плаваний, по нашему мнению, вообще не разрешима.
Разрешимы и требуют внимательного рассмотрения такие актуальные задачи, как определение групп (типов) малых туристских моторных судов, для каждой из которых может быть создано типовое, универсальное только для этой группы судно (катер, мотолодка и т. п.); как формулирование технико-эксплуатационных требований к таким типовым туристским моторным судам и, наконец, создание и отработка конструкций этих судов и для освоения их промышленного производства, и в варианте для «самодеятельной» постройки (эти варианты неизбежно будут различаться по применяемым материалам, способам соединения узлов и деталей, отделке и т. п.).
Определение упомянутых групп — едва ли не самая сложная задача, для решения которой необходима широкая техническая дискуссия.
Именно в порядке внесения первого предложения для такого дискуссионного обсуждения ниже приводится перечисление ряда групп малых туристских моторных судов, для каждой из которых, по нашему мнению, может быть создано типовое единое судно:
1. Судно, которое можно легко переносить силами туристов, перевозить в виде багажа и т. п. (например, складная байдарка с бортовым подвесным мотором).
2. Мотолодка, которую можно перевозить автомашиной.
3. Судно для прогулочно-экскурсионного дневного использования на 4—6 человек.
4. То же, но на 8—12 человек.
5. Судно для спортивной рыбной ловли.
6. Судно для охотников.
7. Судно для дальних спортивных плаваний с командой 2—3 человека.
8. То же, но рассчитанное на команду 5—6 человек.
9. «Наименьший катер» (наиболее экономичный) для длительных чисто туристских, краеведческих путешествий группы до 4 человек.
10. То же, но для группы до 8 человек.
11. Особо высокопроходимое мелкосидящее судно (может быть с воздушным винтом или даже на воздушной подушке) для путешествий по малым рекам, заброшенным каналам, по маршрутам с заросшими участками и т. п.
12. Высокомореходное моторно-парусное судно для дальних морских спортивных плаваний с командой до 6—8 человек.
Из перечисленных туристских моторных судов не все могут быть объектами «самодеятельной» постройки и индивидуального использования. Такие суда, как (4), (8), (10), (12), разумеется, будут находиться во владении соответствующих спортивных обществ и других общественных организаций для использования коллективами их членов, однако было бы совершенно неправильно ограничивать водно-моторный туризм применением лишь самых малых судов.
Во всяком случае, создание конструкций типовых, в наиболее возможной степени универсальных и максимально унифицированных во всех элементах малых туристских моторных судов — задача очень интересная и пути ее решения заслуживают подробного обсуждения на страницах сборника «Катера и яхты».