Рождение класса
В начале нынешнего века известный американский яхтсмен Джордж Курри пришел к мысли о необходимости создания небольшой килевой яхты на двух человек, пригодной для прибрежных плаваний и гонок и строящейся на. всех верфях по одним чертежам и техническим условиям (т. е. яхты-монотипа). С этой целью Курри заказал в проектной мастерской Вильяма Гарднера чертежи, и по ним верфь «Смит» построила первую килевую яхту, ставшую прототипом ныне широко известного «Звездного класса».
Испытания этой яхты, проведенные Курри летом 1910 г. в проливе Лонг-Айленд, показали, что выбранные размеры яхты слишком малы. В бюро Гарднера поступил новый заказ с просьбой сделать проект такой же яхты, но с увеличением линейных размеров примерно в полтора раза. Работа была поручена чертежнику Френсису Швейгату, который быстро переделал1 чертежи по новым размерам яхты. К весне 1911 г. верфь «Смит» уже построила судно, которому была суждена столь долгая жизнь в тысячах и тысячах копий, изготовляемых во всех уголках земного шара в течение более чем пятидесяти лет.
В 20-х годах на яхтах «Звездного-класса» шпангоуты, киль, кильсон, форштевень и транцевая доска изготовлялись из дуба, а обшивка набиралась из красного дерева или тяжелой красной, сосны и крепилась красномедными заклепками. Стоячий такелаж вырубал* из оцинкованного стального троса диаметром не менее 5 мм. Материалом для мачт, как и теперь, служил спрус" но сечение мачт было больше, отчего они были тяжелее и жестче.
Развитие конструкции яхт «Звездного класса» шло в ногу с развитием науки и техники XX века, отражая успехи химии и металлургии, которые привели к появлению новых материалов, и достижения аэродинамики и гидродинамики. Проследить этот путь и является нашей задачей.
Эволюция рангоута
Первый «звездник» был вооружен гуари; он имел; короткую толстую мачту и такой же длины гафель и гик, который далеко выходил за транцевую доску. Размер стакселя по нижней шкаторине был такой же, как и у современных яхт этого класса, но по высоте стаксель был намного короче (рис. 1).
В 1922 г. вместо гуари появилось бермудское вооружение, но высота-парусности, размеры стакселя и гика остались без изменений (рис. 2).
Сильный толчок в дальнейшем развитии конструкции «звездников» дали гидродинамические и аэродинамические исследования при постройке яхт класса «Г» («Джи»), на которых в период между двумя мировыми войнами разыгрывался «Кубок Америки». На этих яхтах с каждым годом паруса все больше вытягивались вверх, а гики укорачивались.
В <930 г. появились и «звездники», с удлиненными мачтами; они показывали, как правило, несколько большую скорость, чем старые, но к соревнованиям их еще не допускали. При взгляде на эти «звездники» сбоку можно было сразу же узнать характерный силуэт яхт класса «Г», но только уменьшенный в несколько раз.
В том же 1930 г. для яхт «Звездного класса» официально утвердили новые размеры парусности; при той же площади парусов изменилась их форма (рис. 3) — они стали выше и уже, а мачта стала почти на 30% длиннее.
Дальнейшее совершенствование яхт
Попытки конструкторов и гонщиков уменьшить сечение мачты привели к усложнению и утяжелению стоячего такелажа. «Звездник» начала 30-х годов нес мачту с двумя рядами краспиц и тяжелым стоячим такелажем (рис. 4, а, б, в). Поэтому новый вариант вооружения не дал тогда большого прироста скорости, особенно в сильный ветер, при котором «звездники» со старым вооружением могли успешно конкурировать с новыми яхтами.
Но вот перед Олимпийскими играми 1936 г. фирма «Абекинг и Рассмусен» получила заказ на два «звездника» для германской команды. Во время постройки этих яхт фирма использовала советы уже известного в то время немецкого гонщика Вальтера Хютчлера, предложившего радикально изменить схему стоячего такелажа. По его идее на мачте оставили только одну пару краспиц, но сделали их почти в два раза длиннее обычных. Применение верхних стопоров фалов уменьшило нагрузку на мачту и позволило сделать ее тоньше и легче. К началу лета 1936 г. постройка двух «звеэдников» была закончена. Их корпуса сделали из двух пород дерева; днища — иэ гондурасского красного дерева (с удельным весом 0,55—0,57), а борта, форштевни и транцы — из легкого (0,38—0,40) филиппинского макогони.
Рулевые Хютчлер и Бишоф сразу же начали готовиться на этих яхтах к Олимпийским играм 1936 г. В отборочных гонках, проведенных в Киль-ской бухте на олимпийской дистанции, победил Бишоф; он же выиграл и Олимпийские игры. А Хютчлер на следующий год поехал в Нью-Йорк на чемпионат мира, где выиграл подряд четыре гонки; только поломка мачты во время пятой гонки лишила его первого места (он занял общее второе место). В 1938 и 1939 гг. Вальтер Хютчлер вновь участвовал в чемпионатах мира и оба раза выиграл.
Успехи Хютчлера убедили скептиков. К 1940 г. почти на всех «звездниках» стояли мачты с «германской» схемой проводки такелажа. Но, как иногда случается, идеи Хютчлера были поняты неправильно, и многие конструкторы и гонщики пошли по неверному пути. Наблюдая за яхтой Хютчлера и изучая ее фотографии, они заметили большой изгиб мачты и гика, что было вызвано уменьшением сечения рангоута в погоне за облегчением. Однако большинство наблюдателей решило, что именно в этом — в изгибе мачты и гика — кроется секрет быстроходности «Пимма» (так называлась яхта Хютчлера); и следующие десять лет ушли на изобретение самых хитроумных и в большинстве бесполезных приспособлений для изгиба мачты и гика на ходу.
На «звездниках» того времени можно было увидеть до десятка различных рукояток: можно было двигать на ходу шпор мачты вперед и назад по степсу; можно было отклонять мачту вперед — назад и вправо — влево, изменяя положение мачты в пяртнерсе, и т. д. Правда, это увлечение техническими усовершенствованиями принесло и некоторую пользу. Именно в те годы появились приспособления, которые живут и совершенствуются и по сей день: это, в первую очередь, различные стопора для шкотов, фалов и талей (рис. 5, а, б).
На фотографии (рис. 6), сделанной в 1939 г., можно видеть, что парус по мачте вдернут в ликпаз, а по гику еще стоит на ползунках. Хорошо видна контркраспица, которая сейчас выдается некоторыми гонщиками за «новое слово» в вооружении «звездника». Контркраспица входила в обязательную принадлежность вооружения «звездника» еще в 30-х годах.
После начала второй мировой войны работа по усовершенствованию яхт «Звездного класса» продолжалась только в США и в Бразилии, куда в 1939 г. бежал из гитлеровского рейха Вальтер Хютчлер.
Новое в конструкции корпуса
В 1942 г. американец Скип Этчелл спроектировал и построил знаменитую «Шиллалах», которая положила начало блестящей серии «звездников» фирмы «Олд Гринвич». При постройке этой яхты был применен смоляной клей (типа нашего ВИАМ Б-3) для склейки поясьев обшивки между собой. Это позволило применить легкий сорт кедра при изготовлении не только бортов, но и днища, благодаря чему яхта получилась очень легкой, прочной и сухой.
Этчелл применил спрус для изготовления топтимберсов и флортимберсов и усилил набор в районе степса. Бимсы и флортимберсы он соединил вертикальными болтовыми стяжками и поставил наклонные пиллерсы от бимса к местам соединения флортимберса с топтимберсами.
Появление парусов из синтетических тканей
В послевоенное время появились парусные ткани из нейлона и орлона, но в «Звездном классе» они в конце концов признания не получили.
Иначе сложилась «судьба» дакрона. Чемпионат Северной Америки в 1953 г. выиграл рулевой Б. Липпинкот, который шел на яхте с дакроновыми парусами. Несмотря на то, что паруса стояли не блестяще, Липпинкот с большим преимуществом выигрывал гонку за гонкой. С этого времени началось победное шествие дакроновых парусов.
В 1954 и 1955 гг. чемпионат мира выиграл на дакроновых парусах фирмы «Морфи и Най» Чарли де Карденас (Куба). К 1956 г. все сильнейшие гонщики применяли только дакроновые паруса, а на Олимпийских играх в Мельбурне уже все участники гонок в «Звездном классе» шли на таких парусах.
В 1955 г. в различных странах, в том числе и в Советском Союзе, отдельные энтузиасты начали изготовлять паруса из синтетических пленок, но вскоре Международный Союз парусного спорта запретил использовать для парусов нетканые материалы, в связи с чем эти работы были прекращены.
Дальнейшее улучшение конструкции и дельных вещей
В 1955 г. португальский гонщик Белло изобрел автоматические водоотсасывающие насосы. Схема усовершенствованного насоса фирмы «Белло» показана на рис. 7.
В 1958 г. эта же фирма выпустила удачную конструкцию подвижного подзуна для крепления шкотового угла грота, позволяющую регулировать величину пуза грота на ходу (рис. 8).
В 1959 г. автор статьи поставил на яхту «Торнадо» топ-бакштаги, которые быстро завоевали признание. В 1961 г. на чемпионате Европы в Киле «Торнадо» выиграл три гонки в очень сильный ветер, причем преимущество в ходе особенно чувствовалось при полном ветре, т. е. именно тогда, когда в полную меру работают топ-бакштаги. Европейские гонщики быстро переняли этот опыт и уже в чемпионате следующего года почти на всех европейских яхтах стояли топ-бакштаги. Португальская фирма «Белло энд Фильхо» к весне 1962 г. начала серийный выпуск комплектов топ-бакштагов.
Большую роль в развитии спортивных связей между городами и даже странами сыграло появление и быстрое распространение трейлеров — тележек на пневматическом ходу, которые можно прицеплять даже к легковому автомобилю. На трейлере «звездник» легко, быстро и дешево может быть доставлен к месту соревнований по суше. Повсеместное применение трейлеров привело к такому положению, что «звездник» перестал стоять на воде. Местом стоянки для «звездников» стали теперь специальные площадки на территориях яхт-клубов (рис. 9). Постоянное хранение на берегу резко повысило долговечность судна; отпала необходимость ремонта в межнавигационный период; «звездник» стал суше, легче, а следовательно, и быстроходнее.
В связи с хранением яхт на берегу появилась необходимость в оборудовании яхт-клубов специальными средствами для быстрого спуска «звездников» на воду. Существующие слипы, как правило, не могли справиться с этой задачей, и в яхт-клубах начали ставить простейшие стрелы грузоподъемностью до 1 т с небольшими электролебедками (рис. 10).
Бурное развитие химии привело к появлению различных пластиков и новых красок. Яхты начинают оклеивать тонким слоем стеклоткани: по такому пути идет строитель и конструктор Этчелл. Фирма «Липпинкот» покрывает корпуса «звездников» миллиметровым слоем полистирола — цветным снаружи и прозрачным (бесцветным) изнутри корпуса.
Прочные покрытия позволили начать изготовление корпусов из очень мягких и легких пород дерева, что в последние годы привело к заметному снижению веса корпуса.
Вес яхт фирм «Олд Гринвич» и «Липпинкот» около 600 кг. Фирма «Абекинг и Рассмусен» (ФРГ) строит серию яхт весом 580 кг, а «Айкенлауб Бот уорке» выпускает несколько яхт весом менее 560 кг.
Мы проследили эволюцию яхты «Звездного класса» на протяжении более полувека. Довольно неуклюжее парусное суденышко превратилось в совершенную гоночную машину, в слабый ветер не знающую себе конкурентов среди парусных яхт, а при сильном ветре в океане легко обгоняющую моторные катера. Лучшие яхтсмены-гонщики и конструкторы из многих стран земного шара — американцы и немцы, итальянцы и португальцы, русские и голландцы, англичане и скандинавы — внесли свой, может быть по отдельности и небольшой, вклад в развитие и совершенствование яхт «Звездного класса».