И. И. Стрельников, проживающий в г. Перми, прислал чертежи спроектированной им поворотно-откидной колонки и обратился к редколлегии сборника с просьбой рассмотреть ее конструкцию.
По поручению редколлегии мы рассмотрели предлагаемую вами конструкцию угловой колонки. Насколько можно судить по представленному вами общему виду, вы знакомы с условиями работы колонок на катере, однако недостаток опыта и, видимо, отсутствие информационных материалов по этому вопросу привели к тому, что предлагаемая вами колонка по ряду изложенных ниже причин является неприемлемой.
Прежде всего, следует иметь в виду, что современную колонку для передачи мощности 120 л. с. при 5000 об/мин сделать очень трудно. Создание таких колонок стало возможным лишь совсем недавно с появлением легких антикоррозионных сплавов, легированных сталей с высокими показателями по прочности и удлинению, современных методов термообработки, покрытий и химического упрочнения деталей. Для изготовления современной колонки высокого качества и надежности, работающей при большом числе оборотов, требуется очень высокая культура производства. Особенно высокая точность необходима при расточке корпуса (о сварке после сборки и думать нечего!) и изготовлении (или приспособлении готовых) шестерен.
По этим причинам изготовление высококачественной угловой колонки предлагаемых вами параметров и конструкций, какой бы простой эта конструкция ни казалась, в условиях сельской РТС невозможно.
Рассмотрим основные элементы конструкции вашей колонки.
— Применение трубы диаметром около 110 мм в качестве корпуса колонки явно нецелесообразно, так как ее сопротивление в подводной части будет очень большим и к. п. д. установки в конечном счете окажется недопустимо низким. Вспомните, как устроена обтекаемая подводная часть подвесного мотора (дейдвудная труба).
— Очень развитая подводная часть, включая гребной вал и ступицу винта (диаметром около 110 мм), будет еще одним источником большого сопротивления движению и резко снизит к. п. д. винта и пропульсивный к. п. д. установки.
— Гребной вал вместе с винтом покоится на двух расположенных рядом роликовых подшипниках, что недопустимо, так как образуется консоль большого веса, приводящая к быстрому «разбалтыванию» системы.
— Уплотнение нижней полости имеет очень большой диаметр (65 мм); при большом числе оборотов оно быстро выйдет из строя.
— Рамка, на цапфах которой удерживается в рабочем положении колонка, конструктивно слаба и ненадежна. Очевидно, что вами не учитывается возможность возникновения сильного удара в случае возвращения колонки в рабочее положение (после откидывания при встрече на ходу с подводным препятствием).
— Предложенное устройство для изменения шага винта нельзя назвать винтом регулируемого шага в полном смысле слова, так как оно не управляется дистанционно, а следовательно, не обеспечивает необходимого маневрирования при управлении катером. Коротко говоря, конструкция колонки не обеспечивает заднего и холостого хода с поста управления катером, что недопустимо.
— Конструкция подъема и опускания колонки в зависимости от того, на каком катере она будет устанавливаться, не разработана. Если вы детально проработаете этот узел, то убедитесь, что универсальную колонку создать очень трудно, да и необходимости в этом никакой нет! Практика показывает, что для катеров с различной высотой транца могут быть применены неподвижно устанавливаемые колонки, отличающиеся лишь длиной дейдвуда.
— В вашей конструкции отсутствует узел, предохраняющий откидывание колонки при включении заднего хода; отсутствует регулировка установки колонки; не проработано карданное соединение и другие важные узлы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию колонки на катере.
Учитывая также, что у нас в стране двигатели мощностью 120 л. с. при 5000 об/мин не выпускаются, считаю дальнейшую вашу работу над этой колонкой просто нецелесообразной.
Рекомендую вам ознакомиться с существующими конструкциями угловых колонок и прежде всего просмотреть следующую литературу:
1) американский журнал «Rudder» за ноябрь 1961 г.;
2) журналы «За рулем» № 4 за 1960 г. и № 6 за 1961 г.;
3) книгу «Автомобильные двигатели в катеростроении», Судпромгиз, 1961 г. и статью о колонках в настоящем сборнике.
Если вы захотите продолжить работу над созданием катерной колонки, то рекомендую для начала поработать над колонкой для передачи мощности примерно 50 л. с. при 3600 об/мин (для мотора М20 или ГАЗ-69).